Когда десять лет назад я покупал квартиру к микрорайоне Омский Кристалл, то искренне считал плюсом наличие по соседству газовой котельной, которую поставила фирма «Октан» с целью отапливать микрорайон и зарабатывать на этом деньги. Омский Кристалл строила московская группа компаний ПИК с благословения тогдашнего омского губернатора, которого почему-то тоже радовала мысль о строительстве жилья, независимого от монополиста, то есть от ТГК-11, и вот так мы с губернатором вместе и радовались некоторое время. В нашем доме действительно был выгодный тариф на отопление и ГВС, чуть ли не самый низкий по городу. Потом губернатор ушел в отставку, фирма «Октан» обанкротилась, а котельная на задах Омского кристалла пошла по рукам, как вышедшая в тираж проститутка.
Конечно, при передаче имущества от одного владельца к другому случались некоторые накладки, иногда приходилось доказывать поставщику тепла, что он начислил одну и ту же сумму дважды, но пока ситуация с тарифами была относительно спокойной, я не особо вникал, кому именно плачу. А потом, как говорится, случилось страшное – все бывшие котельные «Октана» непонятно почему были переданы на баланс совершенно бестолковому и практически неуправляемому муниципальному предприятию «Тепловая компания». И вот тогда мне окончательно стало понятно, что экономика коммунального хозяйства – это такое же дышло, как и российское законодательство. Поворачивать его можно в любую сторону, но при этом клиент все равно останется в дураках.
Полгода назад нам тупо подняли тариф сразу на 40%. И объяснили на пальцах, что до этого мы платили 1 114 рублей за одну гигакалорию, поскольку котельной в Омском Кристалле управляло эффективное ООО «Теплогенерирующий комплекс», а теперь все иначе, с мая 2015 года котельную передали в управление малограмотному городскому бомжу, который плохо одевается, редко моется, живет в разрушающемся бараке, использует от силы 20 слов, пишет с ошибками, работает спустя рукава, но зато несет какие-то социальные функции, поэтому мы должны платить ему по 1 746 рублей за ту же самую гигакалорию, чтобы этот лентяй не помер с голоду. Но и это не все. На прошлой неделе выяснилось, что «Тепловой компании» опять не хватает денег и она хочет, чтобы с 1 июля РЭК подняла для нее тариф еще на 15%.
Если еще кто-то не в курсе, как работает РЭК, попытаюсь объяснить по-простому. Представьте себе семью, где нерадивый муж ходит в магазин за покупками, а потом приносит жене чеки, чтобы она могла проверить, не утаил ли он полтинник на пиво. Вот РЭК и есть такая недоверчивая жена. Ее главная функция – проверять сдачу. РЭК решает, каким будет у тепловиков годовой бюджет (необходимая валовая выручка), чтобы они деньги не тырили. Но результат все равно получается плохой, потому что регулятор применяет в расчетах тарифов поправочные коэффициенты, придуманные шаманами из минэкономразвития. Того самого министерства, которое до недавнего времени возглавлял арестованный за взятку прогнозист УЛЮКАЕВ. И вот они там тычутся все, как слепые котята, прогнозируют, ищут дно кризиса, умножают два на два, получают пять, а мы безропотно должны за все платить. Где логика?
Первая публикация – в газете «Коммерческие вести» от 30 ноября 2016 года