В Музее просвещения открылась выставка современной японской графики и фотографии.
Страну, где национальным достоянием может считаться буквально всё, умом уж точно не понять – только душой и сердцем. Японское искусство тоже надо созерцать долго и неторопливо, как цветение сакуры. Поэтому к его восприятию Омский музей просвещения готовил своих зрителей серией вечеров «Окно в Японию», где знакомил с обычаями и традициями далекой страны.
Кульминацией проекта, приуроченного к перекрестному Году культуры Японии и России, стала выставка «Полет над Фудзи», на которой представлены произведения трех наиболее ярких современных японских художников: Сэйко КАВАТИ, Кацунори ХАМАНИСИ и Куцузисы ОГАВА, а также серия фоторабот омички Ларисы ЖИЛИНОЙ.
Сэйко КАВАТИ – один из немногих художников Японии, который сохранил в своем творчестве традиции ксилографии – древнейшей техники гравирования по дереву.
В работу преимущественно берется самшит, поскольку это удобный, мягкий материал, не подвергающийся растрескиванию. Автор использует довольно большие доски, что само по себе редко и достаточно трудоемко.
Графические листы КАВАТИ легко узнаваемы. Родившись в Год Петуха, художник часто транслирует его образ.
И если реальный петух не обладает возможностью летать, то здесь он воспаряяет и над магистралью, и над Токийским муниципалитетом, и над легендарной Фудзи, иногда даже вовсе покидая пределы Земли.
Кстати, петух в символике синтоизма – тот же самый Феникс. Для японцев он знаковый персонаж еще и потому, что это птица, которая первая встречает зарю.
Кацунори ХАМАНИСИ работает в технике меццо-тинто (вид гравюры на металле), чудом сохранившейся до наших дней. Его работы и он сам охраняются как государственное достояние.
– В меццо-тинто очень долгий подготовительный период, – рассказала куратор выставки Ольга КАРЛОВА. – Лист металла, как говорят художники, вспенивается специальным гребнем со стальными наконечниками. Он в буквальном смысле рыхлится. Потом стальными утюжками рисунок выглаживается, причем чем глубже, тем светлее будет оттиск на бумаге. Традиционно для меццо-тинто используется медь, но Кацунори ХАМАНИСИ делает еще алюминиевые вставки. Потому что ряд красок вступают в химическую реакцию с медью, и можно испортить лист. А ХАМАНИСИ, пожалуй, единственный, кто использует в своей технике цвет.
Куцузиса ОГАВА – профессиональный фотограф. Более десяти лет назад он начал работу над проектом «Розы», который посвятил супруге.
В коллекции автора уже накопилось несколько сотен снимков. На выставке в Омске присутствует лишь малая часть.
Особенность работ в том, что они отпечатаны на особой бумаге ручной работы washi и по авторскому замыслу напоминают гербарий.
Бумага washi внесена в список ЮНЕСКО как еще одно национальное достояние Японии. Ее уникальность в том, что она никогда не желтеет.
Своим взглядом на Страну восходящего солнца поделилась переводчик, доцент кафедры иностранных языков ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Лариса ЖИЛИНА. Она много раз бывала в Японии, иногда жила там подолгу. Поэтому успела увидеть страну со всех сторон. На ее снимках – и безумно красивая природа, храмы, красочные праздники, девушки в кимоно, и знаменитый квартал Харадзюко, где щеголяют модницы, похожие не то на Барби, не то на персонажей анимэ.
– В современной Японии очень сильно ощущается американизация всего, начиная с образования и культуры, – поделилась наблюдениями Лариса Владимировна. – Японский язык стал настолько пестрить англоязычными заимствованиями, что иногда не понимаешь, на каком языке люди говорят. То же самое в одежде. С одной стороны – традиционное кимоно, которое настолько популяризируется, что, например, вход в музеи или театры для пришедших в кимоно бесплатный. С другой – есть улица Харадзюко, где тоже, может быть, присутствует японский колорит, но уже в модернизированной форме. Наверное, это глобализация, которая затронула ранее закрытую страну.
Выставку «Полет над Фудзи» (6+) можно посетить до 30 января 2019 года.
© Фото предоставлены Омским музеем просвещения