В Музее просвещения открылась персональная выставка Дмитрия АГАФОНКИНА.
Выставка «Путей, дорог не счесть…» (6+) приурочена к 50-летию омского фотохудожника. Она проходит в рамках проекта «Лица Омска».
То, что представлено в экспозиции, наверное, можно было бы назвать «тревел-фото». Но в отличие от ярких цифровых снимков, которые наши современники привозят из путешествий гигабайтами, здесь – благородная черно-белая фотография, сделанная с помощью пленки и ручной печати.
Такая фотография – не просто фиксация момента, это рождение образа, открытого для бесконечных интерпретаций. Для создания подобных изображений фотограф словно перерождается в алхимика, используя весь магический арсенал от разнообразных способов съемки (пинхол, многократная экспозиция) до экспериментов со способами проявления и печати.
В результате на свет появляются художественные произведения с характерными достоинствами монохромной серебряной фотографии: лаконичные, экспрессивные, символичные, почти мистические, с особой, едва уловимой аурой, существование и признаки которой проще почувствовать, нежели объяснить.
Сегодня зритель может вслед за фотографом неспешно пройтись по улицам, каналам и мостам Санкт-Петербурга, заглянуть в его знаменитые дворы-колодцы, почувствовать умиротворяющую магию парка Монрепо, побродить по старым улочкам Выборга и просторам Алтая, удивиться авторскому взгляду на привычные объекты.
Дмитрий АГАФОНКИН родился в Омске в 1974 году. В школьные годы, как и многие его сверстники, познакомился с черно-белым фотопроцессом – снимал родных, друзей и печатал их фотографии дома. Выбрав профессию, связанную с гражданской авиацией, на время оставил свое увлечение и вернулся к нему уже в начале 2000-годов.
– Я вспоминаю его первую выставку, – рассказывает куратор нынешнего проекта Ольга КАРЛОВА. – Это было еще только желание – желание работать, снимать, постигать. Но уже тогда был виден принцип, который мне очень нравится в Диме – такой научной, изыскательской работы. То есть его обращение к разным видам, способам съемки и печати. И я очень рада, что он не останавливается, он движется вперед. Причем, ровно, методично, не торопясь. Это важное качество для фотографа, особенно для фотографа, работающего с пленкой. Ведь, в отличие от «цифры», у тебя только 36 кадров и ровно столько же попыток, чтобы сделать достойный снимок.
Одной из основ хорошей фотографии Дмитрий называет творческий подход к процессу фотосъемки. Зачастую нет возможности долго находиться в одном месте в ожидании идеальных условий – тогда выразительный снимок становится возможным благодаря вдумчивой, кропотливой работе с техникой. Однако больше всего времени и сил при создании художественного произведения затрачивается на работу в лаборатории: проявку, печать, тонирование, сушку, ретушь. Это опять же сродни современному «фотошопу», только делает это не машина, а человек. Все идет от его души, его мысли.
На выставке посетители увидят более 80 работ, созданных за последние несколько лет.
Поближе узнать автора и методы его творчества помогут витрины: в них представлена аппаратура и материалы, которыми пользуется фотохудожник, его любимые книги.
Выставка будет работать до 27 октября.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА