Это стало самой эффектной сценой долгожданного спектакля по роману БУЛГАКОВА.
В минувшие выходные Омский драматический театр «Галерка» открыл 33-й театральный сезон. Открыл театр его долгожданной премьерой – спектаклем «Мастер и Маргарита» по роману Михаила БУЛГАКОВА, репетиции которого длились больше года, а затраты вылились в сумму более трех миллионов рублей.
В Омске знаменитый роман переносится на сцену впервые. Сразу стоит сказать, что по пятибальной школьной системе оценок вышел он где-то на «троечку». Однако создателям не стоит впадать в отчаяние, поскольку на «отлично» эта история не удавалась еще никому, кроме самого БУЛГАКОВА.
Спектакль, поставленный Егором ВИТЬКО, как и роман, начинается в сквере у Патриарших прудов, где литераторы Иван Бездомный и Михаил Берлиоз обсуждают библейский сюжет, ставший у Ивана сюжетом антирелигиозной поэмы. У Сергея КРИВЦОВА (Бездомный) и Артема САВИНОВА (Берлиоз) получается, в общем-то, неплохой дуэт. Далее появляется загадочный иностранец (Воланд в исполнении Сергея ДРЯХЛОВА) и его насмехающиеся над всеми спутники. Такая подробная первая сцена, видимо, призвана придать постановке узнаваемость. Как и знакомые реплики, разлетающиеся впоследствие из уст героев: «Рукописи не горят», «Никогда и ничего не просите», «Котам обычно говорят «ты», хотя ни один кот ни с кем не пил брудершафта».
Разумеется, постановка не вместила, да и не могла вместить всего романа. Это вам не квартира № 50 на Садовой, которая способна растягиваться до вселенских размеров. Пятое измерение остается пока лишь смутной теорией, поэтому и спектакль - просто сцены из романа.
К сожалению, лишь в одной из них появляются Иешуа и Понтий Пилат. И если Евгению ВЛАСОВУ, играющему также и Мастера, удается показать этот различный, но всегда тернистый путь Творца, двуединство божественного и земного, то Понтий Пилат (Павел КОНДРАШИН) – очень важный персонаж – остается практически эпизодическим.
Интересны работы Дмитрия ЦЕПКИНА (Коровьев) и Сергея КЛИМОВА (Азазелло). ЦЕПКИН едва ли не впервые предстает в столь гротесковом образе, в котором он просто неузнаваем.
Новые краски явила и Анастасия ЗАГОРУЙ (Гелла), вышедшая из привычного амплуа простушки и превратившаяся в ослепительную вамп. Между прочим, прекрасно поющую.
Воланд – достаточно сложная роль для любого актера. У Сергея ДРЯХЛОВА, кажется, есть для нее всё: ирония, обаяние, мужская харизма. Вот только чуть-чуть отсутствует личное понимание сути, характера персонажа, мотивов каких-то поступков. Поэтому и без того загадочный образ иногда становится совсем непонятным.
Увы, не слишком удалась и роль Маргариты. Наталья СУХОНОСОВА не проживает ее, а старательно играет, как в любительском спектакле. Самым эффектным здесь становится только знаменитая сцена полета, которая выполняется на цирковой лебедке, да еще и со светодиодной метлой.
Вообще, «Мастер и Маргарита» — мужской спектакль. Об этом говорил на пресс-конференции и режиссер. Чтобы как-то разбавить мужскую компанию, роль доктора Стравинского он отдал Ольге ЛАВРЕНТЬЕВОЙ. Нет, она не играет мужчину, просто Стравинский стал Стравинской. И все бы ничего, но хор медсестер, с распевкой повторяющий за доктором все реплики, заметно добавляет ненужных длиннот.
Одна из ключевых сцен – бал у Воланда. В спектакле это смесь всего и вся, полная эклектика в образах и костюмах. Вместо оживших преступников и злодеев – странные фигуры на ходулях, персонажи, словно сошедшие с полотен сюрреалистов. Художнику Светлане ПУЗЫРЕВОЙ не откажешь в фантазии, насколько она оправдана тут – вопрос спорный.
Эклектика, кстати, наблюдается и в музыкальном оформлении. Подбор музыки, мягко говоря, удивляет своей прямолинейностью: Маргарита занимается воздушной акробатикой под «Полет валькирий» Рихарда ВАГНЕРА, а сатанинский бал сопровождают куплеты Мефистофеля из «Фауста» ГУНО. В спектакле много западного джаза, он совершенно не отражает атмосферу советской Москвы 1930-х, которой пропитан роман БУЛГАКОВА, и сцена в ресторане «Грибоедов» напоминает скорее голливудский фильм.
При этом нельзя отрицать, что внешне спектакль зрелищен, в нем объединились усилия специалистов по пластике, вокалу, цирковому искусству. И очень жаль, что в финале мы не увидели летяших на черных конях Воланда и его преобразившихся спутников. Летела же Маргарита, летела на борове Наташа (Алина БАУЭР), достоверно так летела! Наверное, можно было бы что-то придумать и здесь. Потому что обретение Коровьевым, Бегемотом и Азазелло своего настоящего облика посредством прохода под горящим вензелем W с неочевидными после этого переменами как-то не убеждает.
Роман Михаила БУЛГАКОВА называют мистическим не только из-за сюжета, но и из-за какой-то его неуловимости. Его хорошо читать, но почти невозможно воплотить. Несмотря ни на что, знакомиться с такими попытками всегда интересно. Поэтому за очередную - спасибо.
Фото Омский драматический театр «Галерка»