На юбилейной выставке Людмилу БЕЛОЗЕРОВУ поздравляли, награждали, короновали.
В Омском доме художника открылась персональная выставка Людмилы БЕЛОЗЕРОВОЙ «Пастель. Территория любви», приуроченная к ее юбилею. В экспозиции представлено около 100 работ разных лет.
Людмила БЕЛОЗЕРОВА прекрасно пишет натуру, не становясь при этом ее рабом. География пастельных серий раскинулась от Астрахани и Абхазии до Урала и Алтая, щедро захватив Омскую область. «Если бы не было пленэров в моей жизни, то не было бы и меня как художника», – не раз говорила Людмила Ивановна. Пленэрные работы показывают, где она бывает, и все эти места художница открывает для нас по-своему. Не просто переносит на бумагу увиденное, но и творчески переосмысляет, что часто выражается в нетривиальном колористическом решении.
Выставка недаром называется «Пастель. Территория любви». Однажды полюбив эту многогранную, трудную, прекрасную технику, Людмила БЕЛОЗЕРОВА посвятила ей всю свою жизнь. Так же, как посвятила она ее и педагогической деятельности, более 40 лет успешно совмещая преподавание с творчеством.
– Все-таки не зря считается, что Омск столица пастели, и королева пастели – это Люда, – сказал на открытии выставки коллега по творческому цеху, член правления Омского отделения Союза художников РФ Павел МИНИН. – Я сейчас посмотрел: настолько разнообразно художник работает! Не только сухой пастелью, тут уже и другая техника появилась – масляная пастель. Хорошие фотографические работы, которые я вообще не ожидал увидеть. Показан творческий срез за большой промежуток времени. Возле каждой работы можно останавливаться, дышать воздухом, которым она наполнена. И в каждой чувствуется пространство, время, бесконечность.
Людмиле БЕЛОЗЕРОВОЙ вручили почетную грамоту Министерства культуры Омской области, а также – Приз зрительских симпатий недавно прошедшего ежегодного конкурса «Лучшее художественное произведение года». Кстати, Людмила Ивановна неоднократно становилась и его победителем.
– Посмотрев экспозицию, я отметил интересную особенность, – поделился художник-живописец Николай МОЛОДЦОВ, тоже недавно презентовавший свою юбилейную выставку. – В большинстве работ Людмилы цвет трансформируется так, что создает 3D-эффект. Я подумал: что-то мне это напоминает. И потом вспомнил: рассказ Александра ГРИНА «Фанданго». Там зритель на выставке увидел картину, шагнул в нее и пропал. И тут тоже такое ощущение, что ты сейчас войдешь в работу и останешься там жить. И тебе будет хорошо, гармонично и комфортно. Вот такие интересные вещи можно создать простыми мелками на бумаге.
Центральными произведениями выставки стали работы из серии «Парк Айвазовского», созданной в 2020 году. Они отличаются от других темным тоном и крупным изображением скульптур (обычно у БЕЛОЗЕРОВОЙ доминирует природа).
– Парк Айвазовского – это самый главный, самый большой парк Крыма, он расположен недалеко от Партенита, – рассказала Людмила Ивановна. – Он произвел на меня огромное впечатление: эта оливковая роща, множество скульптур, которые живут там в окружении зелени, как цветы. Они старые, позеленевшие, а люди ходят и натирают им постоянно какие-то места: то локоть, то коленку, то нос, и оно прямо горит ярким цветом. Я, конечно, захотела сделать серию, посвященную этому парку. Но для того, чтобы все-таки как-то развиваться, что-то новое осваивать, я взяла масляную пастель. Это был чистый эксперимент. Работы получились немножко темноватые, потому что они еще сделаны на черной бумаге. Тут для меня многое впервые. Например, я никогда не изображала людей. Нет, иногда у меня в пейзаже появляется маленькая фигурка – стаффаж. А здесь… Я тоже не рисую человека как такового, но все равно человеческий образ. Поэтому, может быть, я постепенно выйду на какие-то другие композиции, другие решения.
Новшества в творчестве омской художницы не скрылись от внимательного взгляда искусствоведа, члена Международной ассоциации художественных критиков Владимира ЧИРКОВА, который заметил:
– Людмила Ивановна – большой любитель этюдов, что совершенно закономерно для русской школы изобразительного искусства, и она все больше тяготеет к живописи. Я думаю, рано или поздно она начнет писать маслом. И то, что она уже сейчас вышла на масляную пастель, как раз говорит об этом. В Людмиле БЕЛОЗЕРОВОЙ большой потенциал живописца и колориста, а это драгоценная вещь.
Выставка продолжит работу до 23 февраля. Каждую среду в 16:00 в ее рамках будут проходить творческие встречи с автором.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ