Анастасия КИЧИГИНА представила графику, а Зоя МИНЕЕВА – декоративно-прикладное искусство.
Мы все заполняем паузы – чем-то более приятным, чем повседневная суета, чем-то менее привычным, чем будничная рутина. В творчестве, как и в жизни, они тоже случаются. Анастасия КИЧИГИНА и Зоя МИНЕЕВА решили показать, чем они занимаются в такие минуты, и сделали это на выставке «Заполняя паузы» в Омском доме художника.
Анастасия и Зоя – ровесницы и подруги, когда-то они даже делили одну мастерскую и часто выставляются в творческом тандеме. Выставки обычно приурочиваются к юбилеям, ровным и неровным. Вот как сейчас. Нынешняя выставка оказалась во многом удивительной, что отметил на ее открытии заместитель председателя правления Омского отделения СХ России художник Евгений ДОРОХОВ:
– Я увидел здесь много интересных новых работ, видимо, сделанных в последние годы. Предполагал, что увижу нечто иное, может быть, ретроспективу, и очень приятно удивлен разнообразием, свежестью, новизной экспозиции. Мы знаем этих художниц давно, их многое объединяет, у них одна школа – замечательная школа омского худграфа. Сейчас они сами преподают: Зоя в СибАДИ, Настя – в техническом университете. Часто бываю на просмотрах, на защитах дипломных работ их студентов и вижу, как они тоже показывают достойное творчество. Конечно же, благодаря своим педагогам.
Городские пейзажи Зои МИНЕЕВОЙ (с обязательным присутствием в них животных) давно завоевали интерес зрителей и профессионалов, а сейчас их можно увидеть не только в привычном живописном исполнении, но и в керамике. В работах стало еще больше природы и представителей животного мира.
Также в экспозиции представлена серия объектов «Шепот ветра», выполненных из дерева, старинной металлической фурнитуры, камней и ракушек. Объекты функциональны, они могут быть полочками, ключницами, вешалками. Все это Зоя делает в промежутках между парами в вузе, по вечерам, когда у мольберта стоять уже устаешь.
– Мне нравится составлять такие композиции, сочетать разные фактуры, – говорит художница. – Тем более тут такой материал, с которым ничего особенно делать не надо: нашла, помыла, приспособила. Ну а тарелки я покупаю и расписываю. И хотя там обожженная основа, и это, по сути, глазурная роспись, я не как прикладник это делаю, а как график.
Анастасию КИЧИГИНУ многие знают как автора серии работ о Пьеро, немного театральных, немного литературных.
– Год за годом я участвую практически во всех выставках, – говорит она. – И как-то так сложилось, что все уже говорят: «А, КИЧИГИНА – это театральный художник, Арлекинов рисует!» На самом деле у меня достаточно много работ – здесь не все, в основном за последние два года, – которые не входят ни в какие серии и никоим образом не связаны с Пьеро. Хотелось показать их, чтобы меня все-таки вспоминали не только как «художника Арлекинов». Поэтому рада, если это направление в моем творчестве вам тоже понравится.
Под «этим направлением» подразумеваются пейзажи, натюрморты, портреты, продемонстрированные на сегодняшней выставке, графика. У Анастасии КИЧИГИНОЙ всегда были графические разработки, пленэрные зарисовки, но она не работала над самостоятельными графическими произведениями. К этому подтолкнул локдаун 2020 года, когда в мастерскую было не попасть, а работать хотелось.
Конечно же, среди работ есть изображения домашних питомцев автора. Это стало логическим продолжением серии «Городские коты». Тут целая портретная галерея, и персонажи ее очень индивидуальны – у каждого свой характер и повадки.
– Казик не любит позировать, – улыбается Анастасия. – У него такое же лицо становится, как у меня, когда меня фотографируют. Новенький, Тихон, тот – да. Но я его еще не успела изобразить. Василиса каждый раз, когда на нее обращают внимание, делает испуганный вид, словно говорит: «Это не я, это не я!» А что «не я» – не понятно. Васю взяли с передержки, может быть, поэтому она еще всего боится. Других мы подбирали на улице, а Василиса прошла через ряд рук. Доминирующую позицию в доме занимает Казик. Он любит сесть на стол, и взгляд у него при этом такой, будто он здесь хозяин.
Работа, где запечатлен роскошный рыжий Казимир, так и называется – «Портрет с хозяином». А настоящие хозяева где-то там, на заднем плане.
– Входя в зал, сразу попадаешь в замечательное пространство удивительно свежих, ярких, экспрессивных работ, – прокомментировала выставку искусствовед Галина ЛУЗЯНИНА. – Каждая работа неповторима, и в каждой присутствует новое решение. Это говорит о неформальном, совершенно профессиональном творческом подходе авторов. Задача станковой картины, прежде всего, организовать пространство, предметную среду. И эта среда здесь есть, она наполнена цветом, светом. Очень артистичные работы и у Зои МИНЕЕВОЙ, и у Анастасии КИЧИГИНОЙ. Радует, что художницы не зацикливаются на одной теме, на одной технике, а идут дальше.
Выставку можно увидеть до 30 мая.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ. Эльвира КАДЫРОВА