Жители самого северного села Омской области предпочли бы, чтобы их село перешло к Тюменской области, так как попасть в Омск все равно могут только через Тобольск или Тюмень.
На Тюменском севере с незапамятных времен сообщение между населенными пунктами осуществлялось по рекам. В наше время в век асфальтированных дорог и скоростных автомобилей движение по «голубым» дорогам продолжает существовать.
На пассажирской линии Тобольск – Абаул – Тобольск работают два скоростных пассажирских теплохода «Заря-65» и «Заря-59». Суда принадлежат ООО «Пароходство Тюмень-Нефтегаз». Расстояние маршрута в одном направлении составляет 267 километров. Стоимость билета на теплоходе составляет от Тобольска до села Абаула всего 170 рублей. По меркам проезда на автобусе – в 3 раза дешевле. Остальные расходы взяло на себя правительство Тюменской области. Например, расстояние от села Малая Бича до Абаула – 12 километров, а цена билета мизерная – 8 рублей. Так, без лишних слов и обещаний, правительство Тюменской области проводит политику помощи сельскому населению, живущему в труднодоступных районах.
Всего на линии теплоходы делают 11 остановок. У селян есть возможность ездить на работу и друг к другу в гости. Дети всегда могут навестить родителей. Чем выгодны на речных перевозках теплоходы типа «Заря»? Прежде всего, для швартовки не требуются причалы и дебаркадеры. Из-за своей малой осадки суда подходят вплотную к берегу, и по трапу пассажиры осуществляют посадку или высадку.
Как правило начало движение пассажирских судов на данной линии начинается с 8 мая или сразу после ледохода. Весной пассажиропоток довольно высок, но после середины лета начинает снижаться.
В этом году карантин из-за коронавируса практически не повлиял на сокращение перевозок. Тем не менее правила, по защите здоровья пассажиров строго соблюдается экипажами. Для тех, у кого не имеется марлевых защитных повязок, матросы выдают их из судовых медицинских аптечек.
Характерно то, что населенный пункт Малая Бича является самым крайним и отдаленным селом Омской области. Оно расположено в Усть-Ишимском районе. Если идти на теплоходе от Тобольска вверх по Иртышу до села Абаул Тюменской области, то, как ни странно, сперва судно заходит в Омскую область, где находится село Малая Бича, а потом только идет в соседнюю область. Причиной тому Иртыш. Он делает крутой поворот и вновь заходит в Омскую область, далее выходит из поворота и вновь оказывается в Тюменской области. Теплоход проходит по Иртышу еще 12 километров и оказывается в своей конечной точке маршрута – у села Абаул Тюменской области.
Сейчас трудно судить, кто повлиял на то, что так получилось: природа, которая повернула Иртыш, или люди, которые делали разделение областей, руководствуясь картой. Для большей ясности приводим фото из лоцманской карты данного участка.
Во время разговора автора данных строк с пассажирами, проживающими в населенном пункте Малая-Бича Омской области, они выразили желание, чтобы их село перешло в административное подчинение Тюменской области. По их рассказам, они больше тяготеют к Тюмени и Тобольску, чем к Омску. Причиной тому большая отдаленность и отсутствие прямого сообщения пассажирского транспорта. Для того чтобы попасть из Малой Бичи в Омск, необходимо сперва добраться до Тобольска или Тюмени. В результате детей стараются отправить учиться в Тобольск или Тюмень. В советские времена до Малой Бичи ходили скоростные ракеты на подводных крыльях, и отдаленности от Омска не ощущалось. Но это уже все в прошлом, и постепенно бывшая действительность переходит в разряд сказок.
Согласно правилам плавания, пассажирские скоростные суда осуществляют движение только в светлое время суток. Например, экипажи «Заря-65» и «Заря-59» в крайних точках в Абауле останавливаются на отдых, а утром начинают движение в обратном направлении. Это меры строго соблюдаются для безопасности плавания. Также перед каждым рейсом капитаны судов проходят обязательный медицинский осмотр.
Скорость теплоходов типа «Заря» – 35 километров в час. Конечно необходимо, поставить на линию более скоростные суда. По отзывам капитанов, желательно заменить их на более современными судами со скоростью 45–50 километров в час.
По мнению жителей Малой Бичи, следует установить хотя бы 2 раза в неделю сообщение по Иртышу на однотипных судах типа «Заря» до районного центра Усть-Ишим. Но это только мечты.
Капитаны теплоходов «Заря-65» Сергей Владимирович ЯЗЬКОВ и сменный капитан Александр Михайлович МЯГКОВ и капитан «Заря-59» Валерий Михайлович СТАДНИК живут в Омске. В рейс выходят посменно. У них богатый опыт работы на пассажирских судах. Например, у МЯГКОВА общий стаж работы на скоростном флоте – более 40 лет. А вот у моториста-рулевого Павла Витальевича БЫСТРОВА рабочий стаж – всего 3 года. Имеет большой опыт работы на пассажирском флоте матрос-проводник Наталья Николаевна КАРПЕНКО.
Порт-приписка теплоходов находится в Тюмени. Таковы реалии флотской работы и жизни. Короткое лето подходит к концу. Навигационный период пассажирского флота близится к завершению.
Желаем экипажам теплоходов «Заря-65» и «Заря-59» благополучно завершить навигацию 2020 года и вернуться в родной Омск!
© Фото автора