За последние три года влияние старшего поколения резко возросло, а в 1990-е годы дети почти не прислушивались к мнению «предков»
Сегодня, 31 августа, в городском пресс-клубе эксперты в области профориентации обсудили тенденции в выборе профессий выпускниками школ и роль их родителей в принятии важного решения.
По словам директора БУ Омской области "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" Натальи РЫБНИКОВОЙ, родители часто пытаются «реализовать в детях» свои неудавшиеся амбиции.
В подтверждение этого профессор кафедры экономики и социологии труда ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Владимир ПОЛОВИНКО привел данные собственных исследований:
— За последние три года роль родителей в выборе профессий увеличилась. Спад был в 1990-е и в начале 2000-х годов — дети не очень ориентировались на мнение родителей. Тогда коэффициент [влияния семьи] был примерно 0,4, сейчас он составляет 0,7-0,8. Увеличилась и конфликтность взаимодействий между родителями и детьми.
Еще одна ошибка родителей, которую он выделил особо, заключается в том, что родители ориентируются на «сиюминутную» ситуацию на рынке труда, которая существует именно сейчас, а нужно заглядывать на 10 лет вперед.
— На самом деле, рынок профессий меняется с сумасшедшей скоростью. Надо следить за новыми профессиями, а это сложно. Мы и сами не знаем, что будет через 12 лет, — признал профессор.
В Центре профоориентации, по словам его руководства, приходится проводить психологические беседы с родителями и их детьми, чтобы наладить контакт между ними.
Как рассказала Наталья РЫБНИКОВА, ежегодно центр посещают около 60 тысяч школьников, из них пять тысяч проходят индивидуальную консультацию по результатам комплексного тестирования. По данным БУ, 85% школьников, получивших подобную консультацию, поступили в вузы, учитывая профориентационные рекомендации, 5% — все-таки выбрали профессию по настоянию родителей, 3% — сделали выбор в пользу доходности будущей профессии, 4% учли новые интересы и 3% попросту выбрали учебное учреждение рядом с домом.
Фото автора