По пути следования по Северному морскому пути экипажи омских яхт, отдавая дань памяти советским морякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в северных морях, опустили на воду венки.
Мы продолжаем вести дневник экспедиции омских яхт «Сибирь» и «Жемчужина». Напомним, что яхты 1 августа 2020 года вышли из Архангельска и взяли курс на Салехард. Они идут по Северному морскому пути по маршруту, запланированному капитаном яхты «Сибирь» Сергеем ЩЕРБАКОВЫМ. Яхты вышли из Омска 7 июля 2019 года. Экипажу яхты «Сибирь» была поставлена задача: пройти до устья Иртыша, затем войти в Обь и спустится до Салехарда, далее по Обской губе выйти в Карское море, посетить населённые пункты Саббету и Диксон и начать движение на запад по Северному морскому пути до Санкт-Петербурга. Указанный маршрут экипаж яхты «Сибирь» с честью выполнил. Далее экипаж вышел на маршрут до Антарктиды. С этой задачей экипаж также успешно справился. Экипажу яхты «Жемчужина» была поставлена задача дойти только до Архангельска. Яхта дошла до Архангельска и встала на длительный ремонт. Только после длительного ремонта в 2020 году яхта «Жемчужина» смогла 1 августа 2020 года присоединиться к яхте «Сибирь». Капитан яхты «Жемчужины» Владимир ВАКАРИН пока воздерживается от каких-либо комментариев, тогда как Сергей ЩЕРБАКОВ охотно делится на своей странице подробностями обо всех происходящих во время похода событиях.
О запланированном маршруте от Архангельска до Салехарда капитан ЩЕРБАКОВ написал на своей странице в интернете. Яхты «Сибирь» и «Жемчужина» пройдут по Северному морскому пути вдоль побережья Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. После выхода из Двинской губы в Белое море яхты возьмут курс на Новую Землю. Экипаж планирует зайти в Нарьян-Мар, посетить пролив Югорский Шар, Харасавей, остров Белый, порт Сабетта, Ямбург, Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск и прибыть в Омск 30 сентября.
О дополнительной задаче экипажей яхт и маршруте «Архангельск – Салехард» рассказал Глеб ПЛЕТНЁВ, директор по развитию ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области»:
«Этот маршрут мы в перспективе рассматриваем и как туристический, как популяризацию арктического мореплавания на парусных судах. В перспективе возможно создание межрегионального экспедиционного маршрута вдоль побережья Ледовитого океана по объектам историко-культурного наследия российских северных районов, Ямала и Западной Сибири. В походе мы проверим наличие причалов и стоянок, возможности заправки топливом и пополнения запаса провианта».
Так как данный маршрут был приурочен к 75-летию Победы советского народа над фашистской Германией в войне 1941–1945 годов, экипажи яхт, проходя по пути следования места гибели кораблей, отдают дань памяти моряков, погибших при защите Заполярья.
Экипажи яхт сделали остановку на острове Белый в Карском море, где находится братская могила военнослужащих арктического конвоя БД-5. Конвой, состоявший из четырёх судов – транспортного корабля «Марина Раскова» и трёх тральщиков, – вышел 8 августа 1944 года из Молотовска (ныне Северодвинск) на Диксон. На борту «Марины Расковой» находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. Корабль был потоплен 12–13 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый немецкой подводной лодкой U-365. Спасший часть экипажей и пассажиров тральщик Т-116 вернулся на базу. Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна. Экспедиция также почтила память шести советских военных кораблей и их экипажей, погибших в водах Белого, Баренцева и Печорского морей. По морским традициям, отдавая дань памяти погибших моряков, экипажи яхт «Сибири» и «Жемчужины» опустили на воду венки.
Во время движения по маршруту «Архангельск – Салехард» были внесены поправки. Например, экипажи не смогли встретится с жителями некоторых городов и посёлков из-за коронавируса. Одна из задач экипажа яхты «Сибирь» по пути следования – вести пропагандистскую работу с населением, рассказывать об открытии в 1820 году материка Антарктида русскими моряками под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
В настоящее время яхты идут по Обской губе. По сообщению капитана Сергея Борисовича ЩЕРБАКОВА, с каждой милей вода в губе становится всё менее соленой. По высказываниям омских речников, работающих в Обской губе, «волны в губе более крутые и для малых судов даже опаснее, чем в море».
3 сентября экспедиция планировала прийти в Салехард и принять участие в мероприятиях, посвящённых 75-летию окончания Второй мировой войны. Но сегодня, 24 августа, Сергей ЩЕРБАКОВ сообщил в интернете, что яхта «Сибирь» находится в 80 км от Салехарда и планирует прибыть в этот город к вечеру. Время прибытия в Салехард сократилось, так как из-за коронавируса яхте не разрешили заходить в некоторые порты.
Фото © Сергей ЩЕРБАКОВ, открытые источники