Бизнес-объединения региона обратились к Заксобранию с совместным заявлением, где изложили свои аргументы против предложенного Госдумой законопроекта.
Комитет Заксобрания по социальной политике поддержал законопроект о введении на федеральном уровне контроля QR-кодов на транспорте, в магазинах, заведениях общепита и общественных местах. Предложение направила региональным парламентам на рассмотрение Госдума. Голосование за законопроект прошло на заседании комитета по социальной политике вчера, 18 ноября. Теперь процедура соблюдена, и вопрос будет вынесен на голосование 25 ноября – на пленарное заседание Законодательного Собрания Омской области. Омский законодатель должен сформулировать свое отношение к законопроекту до 12 декабря. При этом позиция исполнительной власти должна совпадать с позицией региональной законодательной власти. Бизнес участия в обсуждении проекта закона на комитете не принимал.
В связи с этим Омский областной союз предпринимателей, Омское региональное отделение «Опора России» и Омская торгово-промышленная палата выпустили совместное обращение, где высказали свою позицию относительно законопроекта о контроле QR-кодов для борьбы с коронавирусом.
Совместное обращение бизнес-объединений в Законодательное Собрание Омской области о законопроекте по введению системы QR-кодов
Государственной Думой Российской Федерации в Законодательное Собрание Омской области для подготовки отзывов, предложений и замечаний направлен законопроект №17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции)».
Общественные объединения предпринимателей региона просят вас воздержаться от поддержки указанного законопроекта и при его обсуждении учесть нижеследующие аргументы.
Введение системы QR-кодов для отдельных сфер предпринимательской деятельности в соответствии с Распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 №19-р уже обернулось существенными потерями для омского бизнеса. В частности, мы фиксируем катастрофическое падение выручки (от 25% до 50–70%) в широком ряде сегментов, что неминуемо сопровождается сокращением заработных плат, доходов предпринимателей и, как следствие – занятости в самом значимом с точки зрения оценки доли секторе экономики региона (более 150000 работающих).
В отличие от предшествующего периода ограничений (весной 2020 года), в настоящий момент на федеральном уровне не предусмотрено мер поддержки пострадавших отраслей, адекватных ситуации. Значительная часть предпринимателей, занятых в сфере торговли, не отнесена Правительством РФ к пострадавшим отраслям – а значит, не является получателем даже тех незначительных грантов, которые выделялись в ноябре 2021 года. При этом, несмотря на падение выручки, практически все расходы ложатся на бизнес в полном объеме: оплата услуг предприятий-монополистов (включая возросшие тарифы по ТКО), имущественные налоги и налоги с заработных плат, арендные платежи и прочие – поскольку текущая ситуация по факту не признается локдауном и не влечет снижения вышеперечисленных затрат. В итоге ранее введенные меры, намерение законодательного закрепления которых предусмотрено законопроектом, уже нанесли огромный ущерб бизнесу региона – их продление на существенный срок, обозначенный в проекте закона, неприемлемо.
Вызывает серьезные вопросы выбор сфер предпринимательской деятельности для введения ограничений – в качестве таковых указываются, по сути, объекты спорадического спроса (кафе, парикмахерские, торговые центры). В то же время практика применения института QR-кодов во многих развитых странах построена на тотальном их использовании – в целях широкого охвата мест возможных контактов и, соответственно, максимального влияния на снижение заболеваемости. Пояснительная записка к законопроекту не содержит ссылки на объективную информацию, достаточную для обоснования выбора отраслей, подпадающих под ограничения – на фоне продолжения работы секторов экономики, характеризующихся многократно большей массовостью контактов. В итоге на фоне деградации отдельных секторов экономики уверенности в действенности предлагаемых мер у предпринимательского сообщества нет – что подкрепляется и текущей практикой их применения в субъектах РФ.
Для введения системы QR-кодов на нормативном уровне не решены многие методологические проблемы, связанные с их получением широкими слоями населения, а именно: не установлена процедура получения кодов переболевшими вне системы государственных лечебных учреждений, владельцами иностранных QR-кодов, несовершеннолетними и т.д. Все это вызывает многочисленные вопросы в части полноценного правоприменения вводимых ограничений, значительно и необоснованно сужает сферу потребителей товаров и услуг.
Законопроект предусматривает обязанность удостоверения личности при проверке QR-кодов – меру, уже вызвавшую крайне негативную реакцию потребителей и по факту игнорируемую в настоящий момент. Обязанность наличия при себе документов, удостоверяющих личность, для их предъявления при посещении объектов торговли, услуг и общественного питания – изначально невыполнимая мера, а обязанность требовать предъявления – несвойственная и избыточная функция бизнеса, уже сегодня оборачивающаяся серьезными последствиями в виде массового скопления потребителей на входах в объекты, необходимостью в дополнительных трудовых ресурсах предприятий малого бизнеса. В развитых странах так же отсутствует аналогичное требование – достаточно лишь предъявления QR-кода, ответственность за действительность которого несет владелец (потребитель).
Ко всему вышесказанному необходимо добавить полное отсутствие эффективной системы государственного контроля предлагаемых ограничений: ни технически, ни в части численности контролирующих органов полноценной проверки QR-кодов на региональном уровне невозможно – что уже сегодня наблюдается на примере выполнения ранее введенных мер (в частности, масочного режима). В этих условиях введение системы QR-кодов постепенно обернется профанацией, подорвет доверие и уважение к государственной власти со стороны широких слоев населения.
Общественные бизнес-объединения региона, безусловно, выступают за скорейшее достижение темпов вакцинации, достаточных для преодоления коронавирусной инфекции, прилагают все усилия для обеспечения вакцинации собственных сотрудников, соблюдают все предписанные Роспотребнадзором и предусмотренные Распоряжением Губернатора Омской области меры. Однако мы считаем курс на сохранение системы QR-кодов в масштабах страны ошибочным, негативно влияющим на состояние малого и среднего бизнеса, невозможным к установлению вне связи с адекватными мерами финансовой поддержки пострадавших отраслей экономики.
Омский областной Союз предпринимателей
Омское региональное отделение «Опора России»
Омская торгово-промышленная палата
Меры, приводящие к банкротсву целых отраслей бизнеса, но не решающие проблемы роста заболеваемости коронавирусом по мнению предпринимателей должны быть доработаны. Необдуманные действия в данном вопросе имеют все шансы ускорить миграционную убыль населения как среди предпринимателей, так и среди работающих по найму. И, в первую очередь, это ударит именно по законопослушным лояльным компаниям, которые уже довели уровень вакцинации среди своих сотрудников до 70-80%.
Фото © Максим КАРМАЕВ