Сейчас здесь расположилась выставка, посвященная 85-летию со дня рождения Станислава БЕЛОВА.
В Омском музее Кондратия Белова открылась выставка «О времени и о себе». Она посвящена 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств России, профессора живописи Станислава Кондратьевича БЕЛОВА (1937–1989). Выставка продолжает музейный проект «Романтики стиля», знакомящий зрителей с творчеством художников-шестидесятников.
В омском художественном пространстве Станислав БЕЛОВ был легендарной личностью. Выпускник ВГИКа, окончивший его в 1961 году, в период так называемой «хрущевской оттепели», он привез в Омск дух свободы. Став преподавателем худграфа, Станислав Кондратьевич, конечно же, передавал этот дух своим студентам.
Его учениками были, не побоюсь этого слова, знаменитые ныне омские художники: Георгий КИЧИГИН, Евгений ДОРОХОВ, Геймран БАЙМУХАНОВ. И каждого он учил прежде всего не повторять педагога, а искать свое лицо, свой почерк.
– Он работал очень подвижными материалами: акварелью, гуашью. Был импульсивным. Его «моцартизм» с вот этой легкостью подачи позаимствован, наверное, у кинематографа, – вспоминает Георгий КИЧИГИН.
Станислав Кондратьевич прожил недолгую жизнь, но оставил после себя богатое творческое наследие. И сейчас залы музея заполнены его работами, как взятыми из фондов, так и пришедшими с самых разных сторон. В основном здесь графика, но есть и живописные полотна, чудесные этюды и зарисовки.
– На один месяц мы условно переименовали наш музей, он теперь – Музей Станислава Кондратьевича Белова, – сказал на открытии выставки директор музея Владимир БЕЛОВ. – Впервые мы сняли постоянную экспозицию, и эта выставка охватывает все залы. С помощью наших друзей из Музея имени М.А. Врубеля и частных коллекционеров мы заполнили их работами Станислава Кондратьевича. У нас есть его последняя, незавершенная работа 1989 года – «Юбилейный мост». Есть масштабное полотно «Тобольск – мирный город», которое стало центром экспозиции. За это мы благодарим Владимира Николаевича МОГИЛЕВА, предоставившего работу.
Будучи по образованию кинохудожником, Станислав БЕЛОВ в своих работах тяготел к сериям, монтажу, динамическим композициям, обобщенным, лаконичным формам, ясной ритмике. Многие работы – словно кадры из фильмов, и даже в многонаселенных полотнах у каждого персонажа прослеживается какой-то характер, есть определенная функция.
– Его дипломной работой была серия по роману Владимира ЗАЗУБРИНА «Два мира», – рассказывает научный сотрудник музея Людмила ОЛЕЩЕНКО. – ЗАЗУБРИН был тогда известный писатель, который много писал о Гражданской войне в Сибири. Его биография даже чем-то схожа с биографией Кондратия Петровича БЕЛОВА. И вот Станислав Кондратьевич делал по этому произведению серию раскадровок гуашью. Куда все это потом делось – детективная история. Я видела лишь одну из работ на аукционе в Петербурге.
Юбилейная выставка недаром называется «О времени и о себе». Время очень точно отражается в работах художника. Тематика Гражданской войны, больших строек в 1970-е, и вот – словно глоток свежего воздуха – радостные, атмосферные работы конца 1980-х: «Зимняя сказка», «Русский праздник», «Ночной Париж». Впрочем, и выполняя социальный заказ, изображая индустриальные пейзажи, героев труда, Станислав БЕЛОВ вносит в свои произведения тонкий лиризм, уходит от пафосности и тенденциозности. И «суровый» стиль действительно приобретает у него романтический оттенок.
В одной из своих заметок журналистка Людмилла ШОРОХОВА, работавшая в музее, отмечала:
«Даже сегодня, когда прошли годы с тех пор, как были написаны эти картины, даже сегодня, глядя на них, кажется, что мы узнаем что-то очень важное – не только о времени, уже прошедшем, но и о самих себе…»
Возможно, эти же мысли посетят зрителей, пришедших на выставку. Она будет работать до 26 июня.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ