Первым спектаклем нового сезона стал мюзикл-притча о средневековом Востоке.
Омский государственный музыкальный театр открыл 77-й сезон премьерой мюзикла «В поисках времени». Музыкальная притча создана по мотивам христианских легенд Николая Лескова и сказкам «1001 ночи» с использованием поэзии Абу-ль-аля-аль-Маарри в переводе Арсения Тарковского. Столь крутой замес не побоялся сделать главный режиссер театра Александр ЛЕБЕДЕВ в содружестве с композитором Олегом МИХАЙЛОВЫМ (он же исполнил партию фортепиано в музыкальной фонограмме). И это не единственное, что заставило удивиться.
Спектакль играется в нестандартном пространстве, на сцене, где вместе актеры и зрители. Тут происходит слом «четвертой стены», поскольку актерам приходится находиться внутри своеобразной арены, играя на все стороны, уходить за кулисы через ряды зрителей и даже там оставаться рядом с ними. Зрители, соответственно, видят артистов в образах и вне, что выбивает из привычного состояния всех. Тем не менее, это интересный эксперимент.
Что касается самого сюжета, то и он достаточно запутан. В центре три основных персонажа – купец Абрам (Илья СКЛЯРОВ), воин Данила (Михаил ДЕРГИЛЕВ) и крестьянин Махмуд (Александр СЕРКОВ), представители трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Их судьбы пересеклись в песках Синайской пустыни, каждый стал невольной причиной несчастий другого, каждый совершил грех, который поселился в нем и разрушает изнутри. От озлобленности и жажды мести им предстоит пройти к покаянию и прощению.
Тема взаимоотношений людей разных религиозных конфессий довольно остра сегодня: она как актуальна, так и опасна. В спектакле эта тема подана предельно деликатно. Никто из героев не является здесь однозначно отрицательным или положительным, всю отрицательную гротескность впитал в себя главный злодей Тивуртрий (Тарас НАЗАРЕНКО).
Действие происходит на Ближнем Востоке в эпоху раннего Средневековья, но оформление спектакля таково, что погружает зрителей в некую вневременную и внегеографическую атмосферу, дает возможность покопаться в собственной душе и задуматься об общечеловеческих ценностях. Костюмы героев, как и некоторые образы в целом, условны и фантазийны. Большую роль играет свет (художник-постановщик Сергей НОВИКОВ) и наполненная драйвом музыка в стиле «фьюжн».
В такой слегка отстраненной форме авторы спектакля пытаются рассказать о сиротливости человеческой души во вселенной, об одиночестве каждого в самой глубине сердца, об индивидуальном покаянии и персональной ответственности за поступки, о вечном стремлении к недостижимой гармонии. Где-то пока получается просто красивая картинка. Но театральные постановки всегда растут от спектакля к спектаклю. Так что, всё еще впереди.
Фото © Александр БАРАНОВСКИЙ (Омский музыкальный театр)