Правительству РФ поручено подготовить рекомендации, а именно критерии, параметры последовательных шагов поэтапного выхода, начиная с 12 мая, из режимов ограничений.
Вчера, 28 апреля, президент РФ Владимир ПУТИН провел в режиме видеоконференции совещание с руководителями регионов России, посвящённое противодействию распространению коронавирусной инфекции. Традиционно представляем читателям целиком выступление президента и руководителя Роспотребнадзора Анны ПОПОВОЙ, в которых было сказано состоянии дел с коронавирусом в России и о перспективах:
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Надеюсь, меня все видят и слышат.
Сегодня у нас на связи руководители всех регионов России. Обсудим результаты нашей общей работы, ситуацию в конкретных субъектах Федерации, те задачи, которые нам вместе предстоит решать.
Напомню, 2 апреля подписал указ, по которому дни в период до 30 апреля включительно были объявлены нерабочими, а главы субъектов Федерации получили дополнительные полномочия определять перечень конкретных профилактических мер.
Это позволило обеспечить гибкий подход, не подвергать людей по всей стране без всякого разбора шаблонным ограничениям, а вводить в каждом регионе, муниципалитете именно те меры безопасности, которые реально необходимы, соразмерны ситуации.
Что нам уже удалось сделать.
Мы сосредоточили и мобилизовали ресурсы нашей промышленности. Назову только несколько цифр. Они растут, обновляются постоянно. Так, аппаратов искусственной вентиляции лёгких в начале года выпускалось 60–70 единиц в месяц. В апреле – больше восьмисот. В мае будет 2,5 тысячи. Производство защитных масок увеличилось более чем в 10 раз: с 800 тысяч в сутки в начале года до 8,5 миллиона в апреле.
В России с нуля было развёрнуто массовое производство целого ряда лекарственных препаратов, востребованных при лечении коронавирусной инфекции.
Что касается тест-систем, то за март-апрель наша промышленность увеличила их выпуск в 9 раз. И если на начало марта в России ежедневно проводилось 2,5 тысячи исследований, позволяющих выявить инфекцию, то сейчас порядка 150 тысяч в день. Рост в 60 раз. И охват тестированием будет постоянно увеличиваться.
В январе выпускали в сутки 3000 защитных костюмов для врачей. К концу апреля выходим на уровень 100 тысяч. К середине мая будет свыше 150 тысяч. Да, по сравнению с тем, что было ещё совсем недавно, это много. Но по сравнению с тем, что нужно сейчас, всё ещё мало, недостаточно.
Готовые комплекты защитных костюмов для врачей, медсестёр, медицинского персонала, для тех, кто работает в самой опасной, так называемой красной зоне, распределяются буквально с колёс.
Даже с учётом принятых мер, ощутимого роста собственного производства и крупных импортных закупок дефицит по ряду позиций техники, оборудования, расходных материалов сохраняется. Поручаю Правительству, Минпромторгу продолжить и организовать работу так, чтобы ежедневно наращивать производство. Прошу обеспечить жёсткий, постоянный контроль за исполнением таких планов, максимально использовать промышленный потенциал регионов, малого и среднего бизнеса.
Далее. Нам удалось существенно нарастить запас прочности системы здравоохранения. Напомню, что регионам была поставлена задача к сегодняшнему дню, к 28 апреля, дополнительно развернуть 95 тысяч специализированных коек, оснащённых всем необходимым для лечения коронавирусной инфекции.
Информацию по этому вопросу получаю ежедневно. Знаю, что в целом задача решена в срок. Развёрнуто даже 116 тысяч таких коек. То есть даже больше, чем изначально планировалось. Но это общая картина по стране. Важно, чтобы в каждом регионе была стопроцентная готовность бороться за каждую жизнь. И не должно быть так, что где-то густо, а где-то пусто.
Что ещё считаю важным подчеркнуть. С эпидемией коронавируса весь мир столкнулся впервые. Но сейчас благодаря работе учёных, врачей мы знаем об этой опасной болезни гораздо больше, чем ещё совсем недавно. А значит, у нас есть возможность более чётко строить прогнозы, стратегию и тактику наших действий. Кроме того, и наш собственный, и зарубежный опыт борьбы с эпидемией говорит о том, что решения, принятые вчера, уже завтра-послезавтра могут быть недостаточными.
Поэтому поручаю Минздраву вести непрерывный мониторинг обстановки и по стране, и в каждом субъекте Федерации, постоянно актуализировать свои планы, учитывая, что ситуация меняется практически каждый день.
Повторю: мы обязаны действовать на опережение, так же, как до сих пор, и, если потребуется, незамедлительно принимать меры по дополнительному развёртыванию специализированных коек в регионах. Там, где созданного сейчас резерва может в дальнейшем не хватить. Надо иметь в виду любой сценарий развития событий и к любому сценарию надо быть готовыми.
Обращаюсь и к руководителям регионов. Если у вас план по развёртыванию специализированных коек выполнен, это совсем не повод остановить работу, доложить и считать её завершённой. Пожалуйста, используйте каждую возможность, чтобы нарастить ресурсы и готовность здравоохранения в регионе, не дожидаясь команды сверху.
Что ещё принципиально важно сейчас. Наличие специализированных коек – важнейшая задача. Но для успешной борьбы с эпидемией должна эффективно работать именно вся система здравоохранения. Если где-то происходит сбой, если не хватает кадров, специалисты перегружены, не справляются с потоком больных, то в результате страдают люди. Они не получают помощь вовремя, оказываются в больнице уже с тяжёлыми осложнениями.
Повторю, всё должно быть отлажено, все звенья – работать как единый механизм, участковые терапевты и узкие специалисты, приёмные и диагностические отделения, службы скорой помощи.
Знаю, что именно сегодня, 28 апреля, неофициально отмечается день создания скорой помощи в России. Я хочу поздравить врачей, фельдшеров, медицинских сестёр и санитаров, водителей экипажей с этим праздником, поблагодарить вас за столь нужный людям труд. В эти напряжённые дни и недели вы демонстрируете мужество, свои лучшие человеческие качества. И думаю, что было бы правильно установить именно в эту дату профессиональный праздник – День работника скорой медицинской помощи. Мы так и сделаем.
Очевидно, что основные силы медицины мы направляем сейчас на борьбу с коронавирусом. Но, к сожалению, никто не властен отменить иные опасные болезни: сердечно-сосудистые, онкологические, другие острые и хронические заболевания. Мы не можем бросить таких больных. Просто сказать: потерпите и подождите. Несмотря на сегодняшнюю экстраординарную ситуацию, люди должны получать всю необходимую помощь.
Далее. Для того чтобы поддержать экономику, российские семьи, сохранить занятость и доходы граждан, мы последовательно приняли несколько пакетов мер, выделили на них во многом беспрецедентные ресурсы. Решения вырабатывались буквально в считаные часы, ложились в основу законопроектов сразу в ходе рабочих совещаний.
Так же собранно, оперативно должна строиться и работа по их реализации. Руководители федеральных ведомств, главы регионов несут за это персональную ответственность.
Обращаю внимание: решения будут считаться выполненными, только когда люди, многодетные семьи, медицинские работники получат на руки положенные им выплаты, а предприятия на деле воспользуются мерами поддержки.
А до тех пор, пока здесь остаются даже единичные, на первый взгляд, частные, казалось бы, проблемы, но люди о них говорят, – вопрос с контроля, конечно, сниматься не будет.
И наконец, ключевое, о чём хочу сказать, подводя итоги прошедших недель.
Нам удалось затормозить распространение эпидемии. Это результат нашей общей работы, ответственности миллионов граждан страны, которые прислушались к рекомендациям врачей и специалистов, заботятся о своём здоровье и берегут близких, соблюдают предписания органов власти.
Ежедневное число новых случаев выявления болезни относительно стабилизировалось. Но это не должно нас успокаивать. Ситуация остаётся очень сложной. Специалисты, учёные – а мы находимся с ними в постоянном контакте, сверяем наши планы и действия – говорят о том, что пик ещё не пройден.
Мы сейчас перед новым, пожалуй, самым напряжённым этапом борьбы с эпидемией. Риски заразиться выходят на верхнюю планку, угроза, смертельная опасность вируса сохраняются, и это может коснуться каждого.
И в этой связи – о том, что нам вместе ещё предстоит сделать. Скажу отдельно.
От всех нас потребуется предельная собранность, дисциплина и мобилизация. Мы должны добиться, чтобы волна эпидемии схлынула, пошла наконец на спад, что даст нам возможность в дальнейшем шаг за шагом, аккуратно снимать ограничения, возвращаться к нормальному ритму жизни, по которому, конечно, мы все просто соскучились, все этого ждут. Но чем строже мы все, все граждане России, будем сейчас соблюдать необходимые требования, следовать правилам самоизоляции и карантина, тем быстрее это всё пройдёт.
Конечно, хочется, чтобы вынужденные неудобства поскорее закончились. Но, повторю, полагаться на то, что угроза якобы снизилась и теперь точно обойдёт нас стороной, было бы беспечно. Даже опасно.
В этой связи мною приняты следующие решения.
Первое. Впереди у нас череда больших майских праздников, а между ними – рабочие дни: 6, 7 и 8 мая. Мы знаем, что и в обычной-то ситуации многие бы не работали, брали отгулы или отпуска. А сейчас – тем более нельзя рисковать. Поэтому считаю правильным объявить эти три дня нерабочими, с сохранением заработной платы.
Таким образом с учётом всех майских праздников период нерабочих дней продлится до 11 мая включительно. Но, обращаю ваше внимание: при строгом соблюдении профилактических мер, принятых сейчас в регионах.
Второе. Главы субъектов Федерации сохранят дополнительные полномочия. В предстоящие дни прошу всех вас быть на рабочих местах. Вновь обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги: нужно действовать выверенно, соразмерно уровню угроз и реальной ситуации в территориях. Категорически нельзя принимать решения на эмоциях или под копирку. То, что оправданно, обоснованно в одних регионах, в других, напротив, может лишь навредить.
В этой связи – третье. Мы понимаем, что ситуация в регионах складывается по-разному. Кто-то столкнулся с эпидемией раньше, в числе первых. Где-то угроза проявила себя позднее. Вход в режим ограничений, сам набор профилактических мер также разные. Мы обязаны учитывать всю сложность, многомерность этих процессов.
Равно как и то, что когда в целом по стране пик эпидемии будет преодолён, в отдельных регионах ситуация может оставаться напряжённой. Угроза не исчезнет везде и сразу. А значит, говорить о какой-то одномоментной отмене ограничений нельзя, просто недопустимо.
Мы должны быть готовы к тому, что впереди сложный и трудный путь, на котором нужно предусмотреть все риски, проявить здравый смысл, ответственность и выдержку, чтобы нас не отбросило назад, чтобы не растерять всё то, чего мы такими усилиями добились за последние недели.
В этой связи поручаю Правительству, Роспотребнадзору в контакте с рабочей группой Госсовета в течение недели, то есть к 5 мая, подготовить рекомендации, а именно критерии, параметры последовательных шагов поэтапного выхода, начиная с 12 мая, из режимов ограничений. Разумеется, в зависимости от текущей эпидемиологической ситуации и её устойчивого прогноза.
Обращаю внимание, такие рекомендации субъекты Федерации должны получить заранее. Поэтому и обозначил срок – 5 мая. Чтобы у регионов затем была ещё неделя на подготовку своих действий после 11-го числа. При этом у них, как и прежде, должно сохраняться пространство для манёвра, для гибких самостоятельных решений, для того, чтобы принимать их адекватно обстановке на местах, сверяясь с мнением специалистов.
В каких-то регионах жёсткий режим необходимо будет пока сохранить или даже усилить, а в каких-то, конечно, с учётом всех рисков, двигаться в сторону его смягчения. Имею в виду возможности для поэтапного снятия режима самоизоляции, для возобновления работы промышленных предприятий, компаний сферы услуг и торговли, строительства, сельского хозяйства, иных организаций и учреждений.
Повторю: надо настроиться на то, что впереди сложный процесс, и он не такой быстрый, как нам бы этого хотелось. Но нельзя забегать вперёд, рискуя откатиться назад.
И наконец, четвёртое. Эпидемия сильно ударила по экономике, по бизнесу. С острейшими проблемами столкнулись многие индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане, небольшие компании, в том числе семейные предприятия, в развитие которых люди годами вкладывали свои силы, труд, сбережения, надежды. Мы обязаны их поддержать. Дать им уверенность в будущем.
Поэтому поручаю Правительству уже в ближайшее время разработать новый, очередной пакет неотложных мер поддержки экономики и граждан.
Но это не всё. Прошу Правительство совместно с регионами и бизнесом начать подготовку на перспективу масштабного общенационального плана действий по нормализации деловой жизни, по восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики.
Надо приступить к такой работе не откладывая. Уже сейчас готовить необходимые решения и консолидировать под них нужные ресурсы, чтобы мы могли развернуть такую программу на полную мощность, согласованно, синхронно с поэтапным выходом из эпидемиологической обстановки и связанных с нею ограничений.
Обращаю внимание, стратегическая задача такого общенационального плана действий – не только стабилизировать ситуацию, но и обеспечить долгосрочные, структурные изменения в российской экономике с учётом той новой реальности, которая сейчас складывается в мире.
Я передаю слово руководителю Роспотребнадзора Анне Юрьевне Поповой. И потом попрошу высказаться участников совещания. Пожалуйста, Анна Юрьевна.
А.Попова: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники сегодняшнего совещания!
Почти четыре месяца назад мы познакомились с новым вирусом, который на сегодняшний день уже подверг риску здоровье более 3 миллионов человек на планете. Беспрецедентные меры ограничительного характера в Российской Федерации носят, безусловно, превентивный характер и вводились поэтапно с учётом эпидемической ситуации в мире и в Российской Федерации. На сегодняшний день эти меры позволили сдержать завоз и распространение инфекции первые два месяца.
Второе. Выиграть время для формирования госпитальной базы и обсерваторов накопления, накопить запасы медикаментов и дезинфектантов.
Третье. Подготовить переход предприятий и организаций в режим ограничения, обучение специалистов, наработки средств и мощности для диагностики.
Четвёртое. Не допустить взрывного роста заболеваемости.
Пятое. Создать актуальную нормативную базу. На сегодня подготовлено и выпущено более 240 документов.
И конечно, о чём Вы сказали, Владимир Владимирович, развернуть широкую сеть лабораторий. Сегодня их работает 506. Хочу ещё заметить, что обучены более 500 сотрудников и для всех них организованы безопасные условия работы, все они обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты.
Начаты работы по исследованию напряжённости иммунитета у медицинских работников. В Москве на сегодняшний день нашей отечественной тест-системой обследовано уже более 3200 человек, и первые результаты показали, что 20 процентов из них иммунитет имеют. Это иммунитет приобретённый, это хороший прогностический признак. Меньше всего, конечно, таких врачей в детской инфекции, а во взрослой их почти 30 процентов.
На сегодняшний день во всех субъектах Российской Федерации развёрнут и проводится полный комплекс противоэпидемических мероприятий.
Вы уже сказали, Владимир Владимирович, что очень много было сделано, но результаты, которые мы сегодня имеем, следующие. За прошедший месяц темп прироста числа инфицированных снизился в 3,5 раза (это за месяц тех мер, которые были реализованы в соответствии с Вашим указом) – с 27 процентов до 7 с небольшим процентов на сегодняшний день. Безусловно, цена каждого такого процента очень велика, потому что общая база заболевших растёт с каждым днём. Но вместе с тем в стране на сегодняшний день зарегистрировано 93 558 случаев в 85 субъектах, за последние сутки – 6411 случаев, и показатель заболеваемости на 100 тысяч населения, а эпидемиологические показатели считаются на 100 тысяч населения, сегодня составляет 63,7. И это почти 50-е место в общем рейтинге стран, если считать не по абсолютным цифрам, что, в общем-то, совершенно правильно.
Я бы хотела отметить, что на сегодняшний день как результат мер, которые мы предприняли, результат защиты групп риска в общем количестве заболевших, именно заболевших, люди старшего возраста (старше 65 лет) составляют всего 15 процентов. Это результат вовремя принятых мер и защиты их от тяжёлого поражения, которое вызывает новый коронавирус. 5 процентов – это дети, и 80 процентов – это люди работоспособного возраста.
Важным позитивным фактором тенденции эпидемического процесса является увеличение в структуре инфицированных лиц без симптомов. И если в начале месяца таких было не больше 20 процентов, то сегодня их больше 45. Это говорит о нашем высоком проактивном действии, о работе в очагах, с тем чтобы найти каждого, кто ещё не имеет симптомов, а может, и не будет их иметь, но имеет вирус и, таким образом, несёт риски для окружающих.
Я бы хотела на примере Мурманской области показать, где 90 процентов всех выявленных – это люди бессимптомные. Это работа, активная работа в очаге.
Одновременно снизился удельный вес тяжёлых форм инфекции, именно пневмоний, – с 25 процентов на начало месяца до 20 на сегодняшний день. И тяжёлая форма регистрируется только у 5 процентов случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией.
Хорошим показателем работы первичного звена является и сокращение сроков обращений за медицинской помощью. Если в начале это было 6 дней от момента заболевания, то сегодня люди обращаются в первый день. Этот показатель равен половине дня. Люди обращаются сразу, как только имеют симптомы, им оказывается первичная медицинская помощь.
По месту инфицирования. Мы сегодня в той эпидемической ситуации, когда распространение идёт по внутренним очагам, почти 40 процентов всех заболевших заражаются в семье при близких контактах. Необязательно заболевают, зачастую, как я уже сказала, больше 40 с лишним процентов только заражаются, будут инфицированными.
Вместе с тем, и Вы уже отметили сегодня, Владимир Владимирович, несоблюдение жёстких требований влечёт очень серьёзные последствия. Пример, в нескольких субъектах Российской Федерации – несоблюдение, нарушение населением режима самоизоляции, буквально чуть больше недели назад в Северной Осетии – Алании. Это отбросило эту республику со следующими показателями. Если в среднем темп прироста за неделю на предыдущих периодах был 17 процентов, то за этот период, за эти дни, он составляет уже 37 процентов. Значимое ухудшение эпидситуации, мы направили туда специализированную бригаду Противочумного института, чтобы помочь разобраться, но это результат несоблюдения требований. Такая же ситуация сегодня и в Новосибирской области. Бурное празднование с нарушением всех требований неделю назад привело к тому, что сегодня темп прироста вырос вдвое. В два раза выше по сравнению с общероссийским, составляет 17 процентов.
Ну и, конечно же, негативно сказались нарушения в начале нерабочей недели в марте, начале марта, когда большое количество москвичей уехало не только за город, в Подмосковье, но и уехало в ближайшие к Москве регионы. В результате через 10–12 дней во Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Ярославской, Рязанской, Смоленской и Тульской областях мы наблюдаем определённый рост заболеваемости.
Хотела бы отметить, что в субъектах Центрального федерального округа подъём заболеваемости по отношению к Москве смещён на две недели, и начало роста отмечалось преимущественно с 5 по 14 апреля. Поэтому я, безусловно, поддерживаю то, что Вы сказали об обязательном продлении нерабочих дней и обязательном соблюдении режима самоизоляции именно в этот период. Это третий инкубационный период нерабочих дней, которые должны прервать цепочку передачи вируса от людей.
Вес комплекс мер, который сегодня был озвучен, опыт других стран, наблюдения наших учёных и их постоянная оценка ситуации в других странах и развитие в Российской Федерации, мониторинг и их предложения показывают сегодня, что мы можем начать проработку концептуальных подходов по постепенному выходу из режима ограничительных мероприятий. Вы дали нам такое поручение, и если позволите, я бы хотела сказать несколько слов о тех подходах, которые мы сегодня видим.
Во-первых, это постепенный выход. Во-вторых, это планомерное обратное развитие на фоне сохраняющихся рисков распространения и с учётом важности сохранения экономической стабильности государства. При этом основным принципом остаётся приоритетность здоровья населения. И, конечно же, обязательным условием является сохранение защиты контингентов риска при ослаблении ограничительных мероприятий и мер для других групп населения.
В качестве снятия этих мер я бы предположила, что может быть два основных блока критериев. Это основные, или базовые, и сюда, как мы считаем, можно было бы отнести темп прироста как главный признак, характеристика эпидпроцесса, соотношение или количество числа свободных коек, потому что мы, и Вы уже сказали об этом, полагаем возможные, к сожалению, негативные изменения. И что очень важно, это количество тестируемых людей и возможностей для тестирования, которые нужно расширять.
И дополнительные критерии – это, конечно же, уровень летальности, в Российской Федерации он один из самых низких в мире, он не превышает процента, но он важен для оценки эпидситуации; это заболеваемость внебольничными пневмониями, которые могут маскировать пневмонии, связанные с COVID-19. И это, конечно же, скрининговые обязательные исследования, которые определят долю лиц в популяции, которые уже имеют иммунитет.
Это наши базовые предложения, которые могут быть уточнены или скорректированы. И мы, безусловно, выполним ваше поручение к 5 мая, для того чтобы сориентировать регионы.
Но я бы хотела ещё раз вернуться к тому, что эти правила, если они будут приняты, я уверена, что они крайне важны, должны неукоснительно исполняться. Любое отклонение приведёт, как Вы уже совершенно справедливо сказали, к точке, откуда мы вышли, к возврату, к жёстким режимам. Поэтому требование, когда несоблюдение одним из 100 может подвести и подвергнуть риску 100 человек, этого очень хотелось бы избежать. Мы, конечно, всё сделаем для того, чтобы и критерии были разработаны, и требования были выполнены.
Спасибо, Владимир Владимирович.
В.Путин: Большое спасибо, Анна Юрьевна.
Источник — http://www.kremlin.ru/.