Омский музей просвещения просветил зрителей насчет альтернативной истории и балета.
В «Ночь музеев» Омский музей просвещения презентовал две новые выставки, которые будут работать здесь в течение месяца.
Выставка омской художницы, музыканта, солистки группы «Моя дорогая» Ольги САНИНОЙ называется «Автор и персонаж». На ней представлена графика и интерьерные куклы.
Нынешняя «Ночь музеев» была посвящена театру, и данная выставка этому в полной мере соответствует. Героями графических работ стали персонажи комедии дель арте, пожилой виолончелист («Сон»), тетушка Архитектура в пышном платье с рукавами-дворцами. Куклы – героини балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
– Балерин я делаю уже три года, – рассказала Ольга. – А балет вообще люблю с детства. У меня тетя была балерина: от нее я, наверное, впитала весь этот шарм. Я не могу сказать, что воплощать балетную пластику трудно – это слово не отсюда. Сложно, да, но интересно. Моя мечта – сделать выставку по балету. Проблема лишь в том, что моих балерин почти невозможно собрать – они разлетаются по всему миру. Зато получается общение с интересными людьми, с теми, кто преподает и кто танцует. Недавно я познакомилась с одной классной барышней из Мексики, у которой своя балетная школа. Теперь в ее доме тоже живет моя балерина.
Все работы так или иначе отражают автора, считает Ольга САНИНА: «Потому что когда лепишь или рисуешь человека, влезаешь в его шкуру и пытаешься из нее что-то рассказать».
Но узнать об авторе можно не только исходя из готовых произведений. Выставка сопровождается набросками и эскизами, стихами собственного сочинения, вдохновляющими на творчество вещицами.
Художник Игорь НИКОЛАЕВ, кажется, уже переосмыслил всё, и вот – замахнулся на солнце русской поэзии. Его выставка «Я CHE Пушкин?» несет в себе и некий идентификационный момент, и веселую провокацию. Правда, аналогия с Че Геварой на афише – это такая же «борода», как и сам Че.
Арт-проект содержит «невозможные прижизненные изображения» поэта – имитации фотографий и сочиненные художником артефакты вроде «Ордена любовных побед» или сувенирной продукции, якобы выпущенной к свадьбе с Натальей Николаевной: значков с изображениям дам из «донжуанского списка».
Пушкин предстает у НИКОЛАЕВА не памятником и не портретом из кабинета литературы, а живым человеком со всеми слабостями и недостатками.
– Работы связаны в основном с биографией Пушкина, а не с его произведениями, – проводит небольшую экскурсию по своей выставке Игорь НИКОЛАЕВ. – Здесь есть и подлинные факты, и альтернативная история. Это мой взгляд на поэта, немного с юмором. Я его ставлю в необычные ситуации, например, отправляю в южную ссылку, где он встречается с индейцами. Или вот есть «селфи с Пушкиным» – фантазия о том, как бы он мог фотографироваться с разными людьми. Я имитирую дагерротип, чтобы приблизить к эпохе, сделать достоверным то, что я придумал. Чтобы это было убедительно для зрителя и для меня самого, чтобы я сам в это поверил, и мне было интересно.
«Пушкин – первый русский рэпер: он читал, рифмовал и погиб в перестрелке» – наверное, с удовольствием откроет для себя молодежь. Впрочем, с гибелью тоже не все так просто. По версии Игоря НИКОЛАЕВА, поэт не погибает на дуэли, а доживает до глубокой старости. Как и где? За ответом – на выставку «Я CHE Пушкин?».
Во время «Ночи музеев» авторский проект заинтересовал представителей Пушкинской библиотеки, и, возможно, выставка через месяц перекочует туда. Игорь НИКОЛАЕВ говорит, что не приурочивал свои работы к 220-летию со дня рождения поэта, но в конечном итоге серия получилась юбилейной.
– А скоро юбилей Достоевского. Может быть, получится неожиданный Федор Михайлович, – таинственно пообещал он.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ