Прокуратура выявила вторую незаконную строку в единой квитанции «Омской энергосбытовой компании».
Не так давно СМИ облетела тема незаконности включения в единую квитанцию от «ОЭК» (Омской энергосбытовой компании) строки страхования жилья. Лишняя строчка от компании «СОГАЗ» появилась там благодаря агентскому договору с «ОЭК».
Первая незаконная
26 января, старший помощник прокурора Омской области Дмитрий ПАВЛЕНКО заявил:
«В декабре 2022 года в почтовые ящики абонентов ООО «ОЭК» направлены полисы-оферты добровольного страхования имущества граждан, в которых указана информация об условиях страхования, рисках, оплатах и возмещении ущерба при наступлении страхового случая. Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащий включению в платёжный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг. Сам факт планируемого включения в выставляемые платёжные документы платы за добровольную услугу по страхованию жилых помещений вводит потребителей в заблуждение, ввиду установленного обязательства потребителя вносить плату по полученным платёжным документам. В связи с изложенным прокурором Центрального административного округа города Омска объявлено предостережение генеральному директору ООО «ОЭК» о недопустимости нарушения закона».
Домофонная строка в квитанции
Пока все выяснялось окончательно по строке страхования, давно назрел вопрос законности включения в квитанцию «ОЭК» по ряду домов другой строки, связанной с обслуживанием домофонных систем. ООО «ПФК «Модус» и ООО «Факториал-Сиб» так же заключили с «ОЭК» агентские договоры. «Модус» в августе, а «Факториал-Сиб» в декабре 2021 года. Согласно им жителям города выставляются суммы за обслуживание домофонов.
Вот только есть нюанс. По большой доле домов обслуживанием домофонов много лет занимаются управляющие компании. А появившаяся строка в единой квитанции не только заставляет жителей платить дважды за одну и ту же услугу – управляющей компании и домофонщикам. В этой строке еще и отражается многотысячная задолженность за период, когда домофоны обслуживала управляющая компания. Ведь домофоны относятся к общедомовому имуществу жильцов, так как обслуживают больше одной квартиры, а согласно п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Итог – жители в шоке, в попытке доказать, что все уже оплачено управляющей компании, они сталкивались с требованием предоставить квитанции за много лет и справку от управляющей компании. Но и это не помогало снять претензии, например, компании «Модус». Даже ряд судов Кировского округа решил крайними в этой ситуации сделать жителей.
Из истории вопроса
В 2003 – 2004 годах «ПКФ «Модус» и «Факториал-Сиб» покупали и устанавливали домофоны на денежные средства собственников жилых помещений. Со временем на части многоквартирных домов были проведены собрания собственников, которые своими решениями включили домофоны на дверях подъездов в состав общедомового имущества жильцов. Закрепив, разумеется это все протоколами.
Затем это общедомовое имущество было поименовано в договорах с управляющими компаниями. Указанные договоры на обслуживание общедомового имущества не оспаривались и действуют до сих пор.
В течение 2011-2014 гг в арбитражном суде рассматривалось дело №А46-16258/2011 по заявлению «ПФК «Модус» и «Факториал-Сиб» к ЗАО «Левобережье», целью которого было обязать «Левобережье» не выставлять в квитанциях собственников требований об оплате за обслуживание домофонов. ЗАО «Левобережье» в суде доказало оказание услуги. В иске было отказано.
В связи с этим домофонные компании подали на это решение апелляционную жалобу, но позже ходатайствовали об отказе от исковых требований. А согласно ч.3 ст.151 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Вот почему ни «Модус», ни «Факториал-Сиб» не оспаривают в суде обслуживание домофонов, в частности, управляющей компанией «Левобережье». Вот почему пытаются теперь крайними сделать жителей.
При этом на встрече руководителей УК «Левобережье» и «ОЭК» в августе 2022 года директор ООО «ОЭК» Юрий БАРАНОВ по вопросу выставления в единых квитанциях строки по домофонам от «Модуса» и «Факториал-Сиба» задал провокационный вопрос, что будут делать жители многоэтажек, если домофонщики снимут оборудование с дверей подъездов. А через неделю после этого разговора это как раз и произошло на девяти домах. Управляющая компания домофоны установила заново. Вопрос возможной кражи рассматривается правоохранительными органами.
От первого лица
Редакция попросила прокомментировать происходящее руководителя УК «Левобережье» Олесю ВОРОПАЕВУ, управляющей компании, обслуживающей наибольший из всех объем домофонов:
— «Левобережье» уже больше года бьет тревогу. Жители попали в ситуацию, когда их вынуждали оплатить дважды за одну услугу. Они оплачивали управляющей компании «Левобережье» регулярно несколько лет обслуживание домофонов, а потом приходили к нам с жалобой, что суд обязал их оплатить повторно домофонной компании.
Очень странно ведет себя и энергосбытовая компания. Мы, три письма направляли им, они их игнорировали. «ОЭК» выставила счета с повторной оплатой почти восьми тысячам потребителей. Жители жаловались во все инстанции.
Пару месяцев назад наш президент Владимир Владимирович ПУТИН на съезде судей говорил, что недопустима избыточная нагрузка на потребителя. Что суд всегда должен занимать позицию потребителя. А в данном случае надзор по защите прав потребителя и судьи мирового суда у нас принимают позицию частной домофонной организации. Складывалась картина, что крупная организация, какой является «ОЭК», Роспотребнадзор и суд совместно ущемляют интересы собственников, жителей многоквартирных домов. Ощущение, что в Омске все одномоментно ослепли и оглохли. Притупилось чувство социальной ответственности перед гражданами. Появились даже мысли, что кто-то дирижирует этим процессом. Ведь нельзя просто так поменять позицию Роспотребнадзора и суда, позицию, которая была ранее подтверждена решениями Верховного суда, комментариями Минстроя РФ.
А если чувствуется заданный вектор, то тогда надо смотреть, в чем интерес. Не исключено, что задачей было на этом негативном фоне организовать рейдерский захват части бизнеса по обслуживанию домов. Я этого не исключаю. В последние два года наша управляющая компания испытывает беспрецедентный уровень давления от надзорных органов разного уровня. Мы вынуждены обжаловать и оспаривать незаконные решения и действия, предпринятые в отношении нашей компании. Доходим до самого верха, до Генерального прокурора РФ и тогда законность востанавливают.
Но здесь мы просто обязаны занять самую активную позицию и защитить права жителей, которых мы обслуживаем. Возможно, эта позиция кому-то не нравится. А ситуация с домофонами просто уникальная с точки зрения безответственности и надзорных органов, и коммерческих структур в отношении граждан. Людям и так непросто в это время, а здесь просто ярчайший пример несправедливости. И после нашего общения по этому вопросу с представителями генеральной прокуратуры во время их визита в Омск, и проверки областной и Кировской прокуратур позволили справедливости восторжествовать. Мы после нашего обращения получили 29 декабря заключение областной прокуратуры, в котором однозначно сказано, что выставление сумм в отношении домов, чьи домофоны обслуживают управляющие компании, в квитанции ОЭК незаконно. Неужели прибыль энергосбыта от включения в квитанцию этой строки настолько важнее понимания, что зависимые от этих квитанций жители могу испытать очень серьезные проблемы!
Вместо резюме
В редакцию еще прошлым летом обращались омичи, попавшие в крайне неприятную ситуацию с выставлением нескольких тысяч к оплате проснувшейся после почти десяти лет домофонной компании, пожелавшей получить якобы накопившуюся задолженность за все эти годы. И это не были пенсионеры, которым уже непросто быстро ориентироваться в происходящем. Это были вполне деятельные люди, которые не понимали, как такое возможно. Теперь очевидно после заключения областной прокуратуры такие нарушения будут невозможны. Заключение утверждено 29 декабря 2022 года заместителем прокурора Омской области Дмитрием ЕГОРОВЫМ. Но рефлексия по ситуации не помешает.
Руководство УК «Левобережье» давно известно своим бойцовским характером и высоким профессионализмом. Компания отстаивает свою правоту крайне результативно на всех возможных уровнях, добиваясь отмены незаконных решений и пресечения незаконных действий. В данном случае обращение в Генеральную прокуратуру РФ помогло отстоять интересы собственников жилья.
По мнению руководителя УК «Левобережье» Олеси ВОРОПАЕВОЙ хаос с двойным начислением омичам локально в Омске сумм за обслуживание домофонов с 8-10 -летним якобы долгом может говорить о сознательном управлении процессом. Мог ли быть целью рейдерский захват части бизнеса компании – вопрос отдельный.
Впервые так массово и организовано в Омске были ущемлены права потребителей. На фоне падения реальных доходов населения, важности объединения россиян на фоне внешней неспокойной обстановки, выборов в 2023 году губернатора Омской области, а в 2024 году Президента РФ это вопиющая ситуация, создающая напряжение в приграничном регионе на ровном месте.
Получение денег за неоказанные услуги, а именно так в данном случае обстоят дела, может квалифицироваться как неосновательное обогащение в гражданском праве и как мошенничество в уголовном. Будет ли руководство управляющих компаний после заключения прокуратуры, подтверждающего правоту управляющей организации писать заявления в органы правопорядка – время покажет.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 февраля 2023 года.