Председатель правления Омского отделения Союза архитекторов России – о благоустройстве сквера имени А.И. Казанника.
Спасибо предкам за меткие поговорки про повседневность. О «цыплятах по осени...» и эпичное типа «дуракам полработы не показывают!». Дорогие омичи, работы по благоустройству сквера имени А.И. Казанника нельзя оценить такими «отмазками» исполнителей. Мне довелось наблюдать беспомощность, «пофигизм», некомпетентность и бездушье всей вертикали и горизонтали реализации по программе нацпроектов. Подозреваю, это не только про Омск.
Что же в активе почти антигосударственного деяния: работа без проектов (иногда бывает эскиз), назначение подрядчика через пошлые процедуры торгов при картельном сговоре сторон, отсутствие действенного контроля от заказчика, архитектурного надзора, формирование прибыли подрядчика за счёт качества материалов. Не исключены обязательства перед контролёрами. Крадутся не просто бюджеты, теряется вера, что порочный круг разомкнётся. Мало приличного начальника Управления, когда усилия в «трубу»!
На просьбу набросать соображения по именному парку откликнулся, помня Алексея Ивановича, часто проходившего мимо моих окон. Его статная походка, наполовину белая борода были особой приметой. Всегда на инстинкте почтения здоровался, он лёгким кивком обозначал ответное приветствие.
Утверждение эскиза шло тяжело, но сумели отстоять основу. Выяснилось, что к программе благоустройства относятся исключительно бетонная плитка, асфальт, скамейки и урны. Провели не одно совещание до уровня министерства, чтобы вместе прочитать понятия и определения. Эскиз превратился в сметы, управление заморочилось процедурами. Моё участие далее не предусматривалось, но по привычке интересовался судьбой проекта, частички труда нашего коллектива. Узнал о завершении работ к середине лета. Как-то оказавшись по делам, заметил шевеление на участке, зашёл поздороваться. Не помня проект досконально, заметил нестыковки. При непротивлении принять помощь ввязались в полнокровный авторский надзор с выездами по звонку, по выходным с рулеткой, штырями и шнурами намечая дорожки между деревьями, не теряя общую картину. Огромными усилиями пробили все оси, из двух центров закрутили радиусы, выставили поребрики, определили места для скамеек. Наши усилия были щедро оценены предложением дара из солнечного Кавказа. Отказался сразу, помня «подарки» в 2011 году по Воскресенскому скверу. Так и высказал строителю:
– Везут до сего времени «настоящий нектар прямо с завода»! И Вы не поддавайтесь сиюминутным порывам благодарности за безвозмездный труд!
После было долгое ожидание плитки, параллельно шли работы по наружному освещению. Причём фундаменты прошлых строений усложняли работы, старинных кладов не нашли, лишь несколько немецких монет времен Первой мировой. Иногда наведывалась комиссия из УДХБ, прокуратуры, напоминали о сроках, которые давно были сорваны. Понятно, подрядчик успокаивал бодрыми докладами о заказанных скамейках и прочем по спецификации. Подозревали, что врёт, делали вид, что верят. Так и добрались до осени, после – до «белых мух». Правда, все работы по укладке бетонной плитки были завершены, подготовлены фундаменты по ротонды. Солнечным летом уже августа затянувшиеся благоустройство посетил Мэр. Поставил вопрос о расторжении контракта, но события не пошли по заданному сценарию. Поясняли бывалые: закончится тем, что назначат новые процедуры, потеряем ещё год. А неисполнение бюджета губительней для системы, закладывается мина под планы следующего сезона. Таковы приказы и правила. Как следствие, даже такая халтура принимается, и оплачивается. Потом начинается гарантийная история с фирмой «Рога и копыта».
Поняв свою исключительность, подрядчик начал «издевательство» над заказчиком выбивая оплату работ, добиваясь своего через жалобу в органы контроля. Беспомощный заказчик под натиском представления прокуратуры искал варианты завершения объекта. Начались осенние дожди. Подрядчик установил кривые, косые, но скамейки, уложенные недавно тротуары, покрылись солью. С тем и перешли в зиму. Среди зимы доехали элементы ротонды, устроили зимники для монтажа. УДХБ притаранил с Жукова цветники к памятному знаку, установили витиеватые урны. Через время поверх сугробов появились ещё урны, скорее огромные бадьи для городских праздников, чем для маленького парка. Слышал о борьбе подрядчика и за эти деньги.
Описываемые события происходили прямо в центре нашего города под надзором прокуратуры, в сквере имени прокурора России. Признаюсь, наивно рассчитывали заполучить замечательную реализацию под таким патронажем. Ошибались, они лишь часть сложной нескоординированной системы, винтики правовой машины, не нацеленной на качественный результат. Получается так, Алексей Иванович, это и Вы создавали утонувшую в бессмысленных процедурах и страхах огромную страну. Все перевёрнуто с ног на голову, презираемым архитекторам, будто прокажённым, законодательно запрещено созидание. Наблюдаю с сарказмом, как вместе с ярлыком на Управление, Избранным небожителям выдают мантии Академиков архитектуры. Не меньше!.. Проектирование буквально вычеркнуто из процесса осмысления пространства, а редкие проекты не становятся программой, просто наброском на усмотрение подрядчика по конкурсу. И это только о простом благоустройстве!
Скоро, после судов начнётся перекладка тротуаров, заменят бруски на скамейках, выберут новые урны, челябинцы переложат гранит. Мы же покачаем головами о судьбе нашей Родины в руках отдельно прекрасных сограждан-управленцев в паутине нескладных обстоятельств. Ах, Алексей Иванович...
Архитектор Сакен ХУСАИНОВ. 15.05.2024г.
Фото © yandex.ru/maps