В омском Музее Кондратия Белова открылась выставка «Полпути».
Нынешней персональной выставкой художник отмечает прошлогодний юбилей: тогда помешала пандемия. Полпути для него – это и прожитые 50 лет, и сделанные за это время шаги к мастерству, и если даже маленькая остановка, то лишь для того, чтобы осмыслить, что достигнуто и чего еще предстоит достичь.
Сергей ДЕМИДЕНКО работает в жанре традиционного городского пейзажа (иногда – натюрморта). Но если прочитать названия работ, упрешься в десятки тайных смыслов, которые прячутся за архитектурными ансамблями.
Например, что означает слово «Всё» для пары, движущейся по центральной улице? И кто такой «Он» – город, дождь, человек?
«Распустились» – замечает художник о пионах. «Пляж» у него зимний, глубоко под снегом хранящий воспоминания о лете. Омск – «Родной» (хотя, может быть, это еще и праздник, в который над машинами развевается флаг Победы, и сам этот флаг). «О любви» говорят недопитая бутылка вина и два бокала, оставленные на фоне разведенного моста.
Большая часть работ выполнена ДЕМИДЕНКО в узнаваемом стиле – это крупномасштабные картины с изображением городских улиц. И вдруг – фантастически-«коронавирусное» «Olloppa Zuyos-2020», абстракционистский «Последний автопортрет. То же касается техник: тут то гладкая живопись, то рельефный пастозный мазок.
– Хочется постоянных экспериментов, – признается Сергей. – Художник должен иногда «путать следы», удивлять чем-то неожиданным. Поэтому после «гладеньких» работ хочется каких-то фактур, взрывов, хочется по-новому на себя взглянуть. Не всегда это получается, иной раз ты возвращаешься на те же рельсы, но бьешь себя по рукам и как-то перестраиваешься.
Делать жизнь приятнее для взгляда людей – это ДЕМИДЕНКО называет целью своего творчества. Потому что и так много вокруг печали, страданий и горя. Произведения искусства должны нести свет и положительный посыл, считает он, ведь от них происходит некая духовная подзарядка.
Также автор ни в коем случае не согласен со своими коллегами, которые говорят, что скоро все заменит компьютерная графика и технологические процессы. Только живое творчество может найти отклик в живом сердце, утверждает он.
В «Последнем автопортрет», который представляет собой фейерверк разбрызганных по полотну красок, живописец позволил себе немного похулиганить.
– Это такая ироничная работа, – объясняет он. – Последний автопортрет художника, который стреляет себе в голову. Существует выражение: «есть масло в голове», то есть когда ролики работают хорошо. А какое масло может быть у художника? Только краски разноцветные. И когда он делает себе такое «мозговое харакири», эти краски и вылетают – цветные, веселые, радостные.
На этой «позитивной» ноте хочется добавить, что выставку Сергея ДЕМИДЕНКО уже ждали в Лондоне – график из-за эпидемии сдвинулся. Но Омск все-таки родной, поэтому Лондон подождет. В Музее Кондратия Белова выставка будет работать до 18 июля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ