Открытое письмо.
Советнику Президента – Председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
ФАДЕЕВУ Валерию Александровичу
Генеральная прокуратура РФ
Общероссийский народный фронт
Губернатору Омской области
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области
от заинтересованных лиц (жителей пос. Пушкинский лес, пос. Пушкин,
д. Подгородка, пос. Хвойный, пос.18 Партсъезда) контактное лицо – ГУРУЛЕВА Екатерина Сергеевна
Обращение
13 сентября 2022 года стало известно о подписании А.Л. БУРКОВЫМ концессионного соглашения о Строительстве Северного обхода у г. Омск. Соглашением предполагается строительство скоростной четырехполосной автомагистрали, которая будет связывать федеральную автодорогу Р-402 и М-51 на отрезке г. Тюмень – г. Новосибирск. В свою очередь в будущем «Северный обход г. Омска» может стать частью федерального транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
По имеющейся информации проектная документация на строительство Северного обхода на сегодняшний день не утверждена. Однако имеется предпроектный план, который должен быть положен в основу проектирования. Данный план предусматривает несколько вариантов строительства трассы.
Согласно схеме на предварительном плане ведение магистрали от дорожной развязки через а/д 335 (Омск-Красноярка) возможно по двум основным направлениям: одно – в обход поселков Ракитинка и Большие Поля; второе – через д. Зеленовку по землям лесного фонда у д. Подгородка.
При этом если в первом случае трасса проходит по полям и промышленным неиспользуемым территориям и на достаточном расстоянии от населенных пунктов, то во втором случае трасса идет прямо через земли лесного фонда и практически вплотную к поселкам Green Park, Пушкинский лес, д. Подгородка, п. Хвойный. Именно второй вариант трассы указан в предварительном плане как рекомендуемый (схема прилагается).
Обращаем внимание, что на предварительном плане местоположение пос.Пушкинский лес отражено некорректно – южнее, чем поселок находится на самом деле. Соответственно, складывается впечатление, что трасса проходит дальше от населенного пункта, чем это есть на самом деле.
Также администрацией Омского района Омской области в июне 2022 года внесены изменения в градостроительный план Пушкинского сельского поселения, где, как оказалось, по пути предполагаемой трассы мимо «Пушкинского леса» также предусмотрена автодорога межрайонного значения.
Данный «обход» проложен через многолетние леса д. Подгородка в непосредственной близости от населенных пунктов, что противоречит первоначальным планам строительства данной автодороги. Изменения в градостроительный план, а тем более план строительства «приоритетного» направления Северного обхода разработаны без учета мнения жителей
г. Омска и Омской области.
Имеются более целесообразные варианты строительства.
Не ясно, из чего исходили специалисты, прокладывая трассировку Северного обхода по второму варианту. Первый вариант уже много лет назад также прорабатывался ведущими специалистами по строительству дорог и мостов НПО «Мостовик» (за бюджетные средства причем) и являлся наиболее экономически целесообразным.
Путь был короче, развязки по данному варианту эффективнее и вовлекают большее количество транспорта для движения по Северному обходу, выполняя основную цель по разгрузке трафика в г. Омск и скоростному прохождению участков между г. Тюмень и г. Новосибирск. Трасса не делает бессмысленный крюк через деревни и поселки, не предполагается вырубка леса.
Располагая автомагистраль дальше от Омска (через пос. Пушкинский лес), увеличивается также нагрузка на поселковые дороги, на которые будет выходить Cеверный обход. Тем самым увеличивается трафик на дорогах не предназначенных для этого, что приведет к преждевременному износу и постоянному ремонту поселковых и внутрипоселковых дорог.
Так, например, строительством по второму варианту предполагается съезд на Пушкинский тракт непосредственно вблизи пос. Пушкинский лес, Green Park и д. Подгородка. Этот съезд в данном варианте наиболее удобен для заезда с трассы в Амурский поселок, и есть разумные предположения, что он станет активным образом использоваться для въезда в город грузового транспорта.
Последствия строительства по второму варианту:
При строительстве четырехполосной скоростной трассы с учетом требуемой ширины полос, разделительной полосы между ними, придорожных участков, необходимых для размещения строительной техники, обеспечения минимальной санитарной зоны требуется отвод земельной полосы шириной 300-600 м. Распространение выхлопных газов осуществляется на расстояние свыше 3 км в каждую сторону от дороги.
На участке близ пос. Пушкинский лес, согласно предварительному плану, также планируется еще и строительство дорожной развязки (в т.ч. организация путепровода с въездом и съездом в тупиковую поселковую дорогу до д. Подгородка).
Расстояние между п. Пушкинский лес и д. Подгородка по дороге, соединяющей поселки, составляет всего около 1,5 км. То есть фактически все расстояние между Пушкинским лесом и Подгородкой будет занято трассой с уничтожением леса вокруг и причинением колоссального вредя экологии всего района.
При строительстве подобных автомагистралей экология района неизбежно меняется:
– в случае прохождения трассы через земли лесного фонда и вырубке многолетних деревьев меняется естественное водоснабжение земель прилежащих участков, возникает заболачивание участков;
– выбросы тяжелых металлов распространяются до трех километров в каждую сторону от трассы;
– оказывается влияние на животный мир;
– шум трассы оказывает негативное влияние на качество жизни в прилежащих населенных пунктах. Систематическое воздействие шума выше установленных санитарных норм существенно влияет на человека: снижает работоспособность, способствует психоневрологическим заболеваниям;
– качество воздуха в районе трассы кратно ухудшается на расстоянии свыше 3 км в каждую сторону от магистрали.
Район д. Подгородки и близлежащих к нему в настоящее время является экологически чистыми. Здесь располагаются Дендрологический сад возрастом старше 120 лет, детский хоспис «Дом радужного детства» (медицинское и социальное учреждение для оказания паллиативной помощи неизлечимо больным детям), детский оздоровительный лагерь «Зарница» (подведомственен УФСИН по Омской области), базы отдыха Серебряный бор, Усадьба Грибановых. Жители г. Омска приезжают отдохнуть и провести свое время в лесах Подгородки (сбор ягод, грибов, пешие и велопрогулки).
Значительная часть лесов вблизи Подгородки при прокладке трассы будет вырублена, а вышеперечисленным объектам будет нанесен экологический урон, ставящий под сомнение само их существование.
Дендропарк в деревне Подгородка является первым на территории Омской области лесным хозяйством в степной местности, занимает площадь в 15 га. В результате многолетних работ на территории дендропарка сформировались антропогенные ландшафты с такими эстетическими и экологическими свойствами, которым нет аналогов в естественной природе, образовались особые микроклиматические условия, изменились почвообразующие процессы.
С 1979 г. дендропарк имел статус памятника природы, особо охраняемой территории. Л.К. Полежаевым данный статус был снят в связи с отсутствием средств бюджета для содержания лесничества (а не в связи с тем, что объект перестал представлять собой природную, культурную ценность). И теперь законом этот участок лесного фонда оказался не защищен.
Экологическое состояние в г.Омске уже можно назвать экологической катастрофой. Наличие большого количества вредного промышленного производства, рост числа автомобилей и, соответственно, выбросов от выхлопных газов, постоянно увеличивают химическое загрязнение воздуха. Врачи отмечают постоянный рост онкологических заболеваний в городе. Сохранение лесных массивов – важная составляющая в сохранении экологии города и здоровья населения.
А по предлагаемому варианту строительства огромная часть лесных насаждений вблизи города подлежит уничтожению.
Строительство скоростной автомагистрали в районе пос. Пушкинский лес –
д. Подгородка окажет негативное влияние на жизнь прилегающих поселков. Поселки Пушкинский лес и Green Park, пос. Пушкин планировались именно для жизни в экологически чистом районе недалеко от города, т.к. находятся в относительной дальности от производств, автомобильных дорог.
Поселки активно застраиваются, люди проживают здесь на постоянной основе. Но в случае строительства трассы в непосредственной близи эти поселки вообще теряют всякий смысл, т.к. то, ради чего сюда переезжали люди – экология и тишина, будет уничтожено.
Просьба.
Мы, жители и владельцы участков в поселках Пушкинский лес, Green Park, Пушкин, деревни Подгородка, пос. Хвойный, пос. 18 Партсъезда, владельцы вышеперечисленных социальных, медицинских и досуговых организаций, просим Вас обратить внимание на работы по проектированию Северного обхода и не допустить строительство автомагистрали в районе и между данных населенных пунктов: Пушкинский лес, Green Park, пос. Пушкин, деревни Подгородка, пос. Хвойный, пос. 18 Партсъезда.
Согласно п. 3.2 СНиП 2.05.02-85. Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги» проложение трассы автомобильных дорог, подъездных дорог и других временных сооружений для нужд строительства следует выполнять с учетом сохранения ценных природных ландшафтов, лесных массивов, а также мест размножения, питания и путей миграции диких животных, птиц и обитателей водной среды.
При проектировании автомобильных дорог не должны применяться технические решения, которые могут привести к ухудшению общего состояния окружающей природной среды и к снижению качества среды обитания человека. Экологическая безопасность является одним из главных показателей качества автомобильной дороги.
Наиболее оптимальным и эффективным вариантом строительства является первый вариант строительства (обозначен синим цветом на картах). Другие же варианты прокладки Северного обхода наносят непоправимый урон экологии, делают невозможным проживание людей и развитие социальной инфраструктуры вблизи данной трассы и являются экономически нецелесообразными.
Просим взять под контроль соблюдение законодательства при строительстве Северного обхода.
Всего 232 подписи.
Ранее было опубликовано в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 марта 2023 года.