В афише театра «Арлекин» появился спектакль «Малахитовая шкатулка» по мотивам сказа Павла Бажова.
Когда-то произведения Бажова любили ставить в детских театрах, особенно кукольных. Свободная инсценировка Гули НАСЫРОВОЙ и постановка Фамила ДЖАВАДОВА (оба из Санкт-Петербурга) наполнили знакомое с детства произведение новыми смыслами и современным ритмом, хотя в спектакле остаются и волшебство, и тема достоинства, не зависящего от богатства, и особые «бажовские» словечки, которые писатель почерпнул в уральском рабочем фольклоре.
«Малахитовая шкатулка» – продолжение сказа «Хозяйка Медной горы». И предыстория сейчас вкладывается в уста Странницы (Александра БАТУРА). Это немного пугающий персонаж – опирающаяся на посох сгорбленная старуха в черном балахоне. Она рассказывает, что давным-давно стоял среди лесов и гор медеплавильный завод, на котором трудились горные рабочие, добывая медь и малахит. Но не по нраву пришлось это Хозяйке Медной горы, поручила она одному из крепостных рабочих Степану передать ее недовольство приказчику. Потом спасла его от наказания, пообещала выйти замуж. Степан жениться отказался – ведь была у него невеста Настасья. Тогда подарила Хозяйка им на свадьбу малахитовую шкатулку с драгоценностями, которую Степан наказал Настасье спрятать подальше от греха. А сам все ходил в лес, туда, где встретил однажды волшебную хозяйку рудника, словно тосковал. И однажды нашли его там мертвым…
Первое, что видят зрители, когда открывается занавес, – недра того самого медеплавильного завода. Туда-сюда снуют вагонетки с рабочими. Над ними то и дело свистит кнут страшного бородатого Приказчика (Данил ЧЕРНОВ), который кажется огромным по сравнению с их маленькими фигурками. Как подвижны эти вагонетки, так подвижен и спектакль: места действия, благодаря проекции и нехитрым выгородкам, меняются молниеносно, от грязных подземных цехов до очертаний Петербурга.
Музыка, специально написанная к спектаклю Дмитрием МАКСИМАЧЕВЫМ, подчеркивает эту динамику и где-то придает фантасмагоричность действию. В основном же фантасманорию и гротеск привносят маски. Надетые на лица актеров, они меняют их до неузнаваемости и словно сами уже создают образы, за которыми надо следовать. Иногда тут вспоминается и Гоголь, особенно, когда условием будущей свадьбы героиня ставит Петербург и царицу.
«Эй, копнем поглубже! Не видать нам неба, знать!» – под такую песню трудятся рабочие. И вот это «копнуть поглубже» становится моим личным зрительским стремлением. Спектакль «Арлекина» заявлен в категории 6+ с оговоркой, что театр рекомендует его к просмотру детям с восьми лет. Но, собственно, то, что происходит там, не всегда понятно и взрослому. Кстати, сами уральские сказы Бажова тоже надо бы читать лет с двенадцати, не раньше.
Растя замкнутым ребенком и постоянно любуясь отцовским наследием, примеряя то, что другим жгло шею и руки, Танюша (Алена МОИСЕЕВА) вырастает красавицей-мастерицей и, как теперь говорят, самодостаточной личностью. Актриса очень достоверно, органично передает это спокойное достоинство и некоторую отрешенность от окружающей суеты. Каждый мужчина влюбляется в ее героиню с первого взгляда и буквально «плывет». Даже суровый Приказчик. Даже молодой барин Турчанинов (Алексей ГОРБУНОВ). Этот на все готов, чтобы Татьяна согласилась стать его женой. А она требует показать ей малахитовые палаты в царском дворце, что отделаны камнем, добытым ее отцом, и саму царицу.
Вообще Турчанинова даже жалко. Мусора у него в голове, конечно, много, как у всякого молодого человека, да еще и наследника фамилии. Но он ведь и правда влюблен. К тому же, податлив, как глина, и при положительном женском влиянии вполне мог бы стать хорошим человеком. Увы, хоть он и выполнил задачу «со звездочкой», но не совсем точно, и Танюша, смеясь, отвергает его, а сама растворяется среди малахитовых стен. Она предпочитает настоящей жизни иллюзорное существование в параллельной реальности. И становится наперсницей той, которая всегда имела магическую власть, но никогда не знала счастья.
Режиссер Фамил ДЖАВАДОВ впервые работает с театром кукол, а вот за плечами художника Дмитрия ЗАПАСКИНА из Минска (недавно они вместе поставили спектакль «Остров Рикоту» в Пятом театре) уже более сорока кукольных постановок. Поэтому кукольный план существует в спектакле уверенно. Тут используются и маски, и тантамареска (в этой ростовой фигуре Марина ЗЕНЯ играет Императрицу), и планшетные куклы, причем в разных вариантах. Классическая планшетная кукла – Танюша в детстве.
Очень яркие образы двух Соседок (Андрей НАБИВАЧЕВ, Алексей ГОРБУНОВ), этакие архетипы сплетниц, придуманы драматургом и получают такое же яркое воплощение на сцене. Их головы созданы тоже по типу планшетных кукол, а руками управляют другие актеры. От этого создается очень живое впечатление. Настоящими интермедиями становятся обсуждения Соседками загадочной смерти Степана, того, каким необычным ребенком растет Танюшка, и наконец, ее исчезновение, после которого она стала являться людям рядом с Хозяйкой Медной горы.
«Но ведь сказ не про нас?» – «Не про нас!» – заключают они. Однако зрители о себе этого сказать не могут. Поскольку «Малахитовая шкатулка» сейчас – это в какой-то степени история о выборе, а его периодически приходится делать каждому.
Фото © Театр куклы, актера, маски «Арлекин»