Омские строители намерены вернуть своё.
Одним из ярких событий 2023 года в строительной отрасли региона стал конфликт внутри саморегулируемой организации «Союз строителей Омской области». Скорее его можно охарактеризовать как конфликт между членами и нечленами СРО. В публичную плоскость противостояние вылилось в мае месяце после общего собрания и развивалось по нарастающей до настоящего времени. Омские строители, формально относившиеся к необходимости участия в СРО, столкнулись с необходимостью в суде отстаивать свои права на управление Союзом.
Предистория
19 мая на общем собрании членов СРО решением исполнительного директора, собравшего у себя 231 доверенность, в Совет СРО вместо 16 вошли 7 человек. Только трое из них — члены СРО. Остальные четверо – два региональных министра – Александр РАШКО и Владимир ШНИПКО, Вадим КОЗЛОВСКИЙ из АУ «Госэкспертиза Омской области» и представитель НОСТРОЙ Леонид БАНДОРИН. Таким образом принцип саморегулирования был нарушен, так как члены СРО в Совете оказались в меньшинстве. И это большинство оказалось не связано теми мерами финансовой ответственности за принимаемые решения, которыми связаны члены СРО. Влиять на денежные потоки Совет СРО имеет возможность. Например, и это не указано в градостроительном кодексе, до 1 января 2025 года из фонда обеспечения договорных обязательств можно выдавать займы. А если компенсационный фонд уменьшится, то члены СРО будут обязаны довнести туда недостающую до минимального порога сумму.
Омские строители, осознав все риски, подали иск в суд с целью признать решения собрания недействительными, усмотрев и по сути, и по процедуре ряд нарушений, и при этом запросили обеспечительные меры в отношении средств компенсационных фондов СРО. Сумма там более 800 млн рублей. Суд обеспечение наложил. Исполнительная дирекция СРО с участием юристов НОСТРОЙ, пытались побороть обеспечительные меры, но не вышло. К ноябрю суд первой инстанции вышел на решение, удовлетворив иск. Решения, принятые на общем собрании 19 мая не действительны. После этого исполнительная дирекция подает апелляционную жалобу и параллельно готовит общее собрание, чтобы выйти из-под решения суда. Оно должно было состояться 26 декабря, но все пошло не по плану организаторов. Давненько на подобного рода собраниях так не кипели страсти. «Коммерческие вести» представляют событие в лицах.
Перехват инициативы
Действие происходит на Яковлева, 181 в 10-50 утра после проведенной исполнительной дирекцией регистрации участников
в актовом зале здания.
На сцене в президиуме трое.
Андрей КОРОТКОВ, исполнительный директор СРО «Союз строителей Омской области»
— В соответствии с Уставом, общее собрание должен вести председатель совета. В виду отсутствия председателя Совета общее собрание ведет его заместитель. Слово передается заместителю председателя совета БАНДОРИНУ Леониду Евгеньевичу.
Леонид БАНДОРИН, заместитель председателя Совета союза:
— Добрый день, уважаемые коллеги. По состоянию на 25 декабря 2023 года в составе Союза строителей Омской области состоит 407 членов. По результатам регистрации на общем собрании присутствуют 287 членов. Кворум для принятия решений имеется и предлагается нам открыть общее собрание.
С места в первом ряду встает Валерий КОКОРИН, заслуженный строитель Омской области и почетный строитель России:
— Добрый день, дорогие товарищи.
Леонид БАНДОРИН: — Господин КОКОРИН! Я тут ведущий вообще-то.
Зал шумно недоволен: «Не пребивайте!».
Валерий КОКОРИН, говоря громче у сцены:
— Я так понимаю, что это собрание собралось в связи с решением суда, которое отменило предыдущее решение общего собрания. Предыдущим решением вот эти господа (показывает на сидящих на сцене представителя НОСТРОЙ Леонида БАНДОРИНА, министра строительства Александра РАШКО и исполнительного директора СРО Андрея КОРОТКОВА, ни один из них не является членом СРО) были выбраны в руководящий орган нашего СРО решением майского общего собрания и это решение признано недействительным. По Уставу у нас с вами собрание может вести председатель совета и заместитель председателя. Заместитель решением суда признан недействительным, так как недействительно решение собрания, где избрали этот совет. Это первое. Второе – господин БАНДОРИН по всем документам представитель НОСТРОЙ. Мы с вами все знаем Градостроительный кодекс, где четко написано, что НОСТРОЙ не имеет права вмешиваться ни в какие вопросы деятельности СРО. Так что по двум этим моментам я предлагаю, как в Уставе, если председателя нет, заместителя нет, то собрание имеет право избрать члена СРО для ведения собрания. Поэтому я предлагаю ВАСИЛЬЕВА. Мы все его знаем. БАНДОРИНА мы не знаем. (Аплодисменты зала).
Он вместе с нами работает, я уже знаю его 23 года, когда он пацаном, мастером, пришел ко мне на стройку и монтировал вентиляцию. Он вырос на наших глазах в хорошего порядочного руководителя. Поэтому с предлагаю вот этому президиуму удалиться, а нам избрать с вами ВАСИЛЬЕВА, члена СРО.
Звучат крики из зала: «Правильно! Правильное решение! Да!!!» и аплодисменты.
Валерий КОКОРИН: — Прошу голосовать!
Практически все голосуют «за».
Андрей КОРОТКОВ, исполнительный директор, из президиума: — Подсчет голосов не проводился!
Зал возмущен.
Валерий КОКОРИН, говоря громче:
— Мы получили непонятные талоны. В них нумерация до 800 с лишним. Только сейчас этот господин (показывает на БАНДОРИНА), доложил нам, что в СРО 407 членов. Это очередная провокация, направленная на раздрай в СРО, возможность собрать эти талоны или якобы доверенности и голосовать так, как надо кому-то. Нам хватит уже этим заниматься. Нам надо избрать совет СРО, чтобы мы могли нормально работать. Я прошу ВАСИЛЬЕВА занять место и начать вести собрание.
Зал: «Да! Поддерживаем!»
Борьба за контроль
Из входной двери, ведущей в зал, появляется дама (бухгалтер в исполнительной дирекции СРО):
— Он вообще постороннее лицо (о ВАСИЛЬЕВЕ)!
Ей отвечают: «Будете строителем – будете высказываться!»
Женщина продолжает: — Я тоже сейчас хочу сказать!
Параллельно на сцену поднимается Вячеслав ВАСИЛЬЕВ, но сидящая за столом президиума тройка никуда не сдвигается.
Леонид БАНДОРИН: — Если уж на то пошло, если у вас такое решение есть. Собрание еще не начато. Процедура открытия собрания….
Его закрикивают, омские строители не собираются слушать арию московского гостя.
Валерий КОКОРИН пытается призвать к порядку: — Тише, мы уже проголосовали.
БАНДОРИН:— Голосование не прошло. Подсчет голосов не велся.
Возмущенный шквал. Из зала громко звучит:
— Михалыч, поставь вопрос на голосование, изберем комиссию, подсчитаем голоса.
Одобрительный гул. Тем временем вновь у двери в зал от бухгалтера СРО:
— А почему вы решили, что ВАСИЛЬЕВ главный человек в союзе строителей? Он никогда ничего не строил!
Ей отвечают: -! Вы бухгалтер, уйдите, пожалуйста!
Она заводится, повышая голос:
— Почему это я должна уйти? Я не собираюсь уходить! Я в СРО работаю с 2008 года! Почему вы решили, что он великий строитель?
На попытки вывести ее она увеличивает громкость:
— Я работаю в СРО! Почему я должна уходить! Я не собираюсь уходить! Он не является великим строителем!
В итоге женщине таки помогли выйти за дверь.
В то же самое время аналогичная картина складывалась и на сцене, которую никак не хотел покидать изначальный президиум. Министр строительства сидел с невозмутимым лицом человека, которого все это не касается.
Валерий КОКОРИН:
— По Уставу исполнительный директор не имеет права участвовать в собрании и принимать решения. У него в полномочиях этого нет. Получается ситуация какая: мы с вами купили машину, или кран купили, мы его заправляем, налоги платим, назначили машиниста, и он на нашем кране ездит, подрабатывает на нем, а мы ничего сделать не можем. Вот это у нас дирекция с вами такая получилась. И эти талоны, которые под номерами 800 с лишним – это возможность опять под видом сбора доверенностей вот этих талонов пачку взять и голосовать. Поэтому я предлагаю начать собрание, как мы с вами и решили, избрать мандатную и счетную комиссию, и дальше мандатная комиссия проверит все полномочия, а счетная все посчитает.
Зал активно поддерживает выступающего.
БАНДОРИН продолжает препираться с залом в микрофон. Из зала один из членов СРО подходит к сцене и выдергивает шнур питания из микрофона БАНДОРИНА: «Вот и всё!»
Раздаются возгласы «Нам варяги не нужны здесь!» «Это собрание СРО, вы не имеете к нему отношения! Суд все сказал!»
Вячеслав ВАСИЛЬЕВ со сцены призвал к порядку и предложил перейти к собранию (к этому моменту на сцене уже отсутствует исполнительный директор СРО Андрей КОРОТКОВ), избрать из членов СРО мандатную и счетную комиссии:
— Несмотря на то, что мы своевременно отправили в исполнительную дирекцию СРО документы с фамилиями членов СРО, которые хотят и могут быть в составе мандатной и счетной комиссий, нам отказали. Поэтому сославшись на п.5.1 предлагаем следующее. Включить в состав мандатной комиссии общего собрания следующие кандидатуры членов СРО. Хочу при это обратить внимание, что по уставу и положению о Совете голосуется списком.
В итоге в мандатную комиссию предложены Анна ЛОРЕНЦ, Алексей ГЕНРИХСОН, Валерий КОКОРИН, Андрей ИЗМОДЕНОВ, Сергей КОПТЯЕВ. В счетную комиссию — Алексей ГРИШИН, Владимир ЖУРАВЛЕВ, Владимир БЕЛЯЕВ, Алексей САБЕЛЬФЕЛЬД и Александр ПЕТРИК.
– Это все наши известные строители наших организаций, которые состоят в нашем СРО, поэтому им можно доверять. Поэтому, кто за? — Весь зал поднял руки. – Кто против?
Андрей КОРОТКОВ от двери в зал: — Я против!
ВАСИЛЬЕВ: — Вы не имеете права голосовать!
КОРОТКОВ: — У меня 147 доверенностей!
ВАСИЛЬЕВ: — Вы не имеете права голосовать по Уставу! Изучайте документы! Решение принято!
(На фото исполнительный директор Андрей КОРОТКОВ (анфас) видимо с доверенностями в руке).
Также единодушно утвердили и счетную комиссию. Все это время за столами на сцене сидел министр строительства Омской области Александр РАШКО и Леонид БАНДОРИН, не пожелавшие никуда уходить.
Изъятие документов
Когда мандатная комиссия удалилась для работы, Вячеслав ВАСИЛЬЕВ рассказал присутствующим о ситуации, сложившейся в СРО.
В это время в зал входит член мандатной комиссии Анна ЛОРЕНЦ:
— Извините. У меня информация. Исполнительная дирекция СРО забрала всю регистрационную документацию, закрылась и проводит сейчас некие манипуляции. Документы для проверки мандатной комиссии не отдает (зал гудит).
ВАСИЛЬЕВ, нахмурившись:
— На прошлом собрании уже были манипуляции с доверенностями. Коллеги, это наше СРО. И работать в нем должны строители. Почему-то вот сегодня первый раз с мая месяца исполняющий обязанности председателя (смотрит на БАНДОРИНА) приехал. Задайте вопрос, где проводятся собрания совета СРО! Они проводятся в министерстве строительства! У нас же нету своего помещения!
БАНДОРИН: — Заседания совета проводятся дистанционно…
ВАСИЛЬЕВ: — Коллеги, здесь никто не рвется во власть. Здесь все только за справедливость. Мы создавали СРО, вкладывали туда свои деньги. Мы за них должны отвечать и их сохранить. А под эгидой того, что нужно сделать какую-то коммуникацию между существующими органами власти и СРО… Поверьте, мы сделаем это сами. Без помощи из Москвы.
В зале аплодисменты. Звучат крики «Москвичи, домой!»
Тем временем ситуация с регистрационными документами и доверенностями никак не разрешалась.
ВАСИЛЬЕВ: — Коллеги, наши документы куда-то унесли и не дают с ними работать мандатной комиссии. Если там все в порядке, то давайте посмотрим на них!
Из зала: «Пусть БАНДОРИН идет, проверяет!»
ВАСИЛЬЕВ БАНДОРИНУ: — Организуйте, пожалуйста! Мы хотим, чтобы нам представили реестры регистрации, доверенности, список вот этих бумажек с номерами – кому какая выдана. Можно это сделать?
БАНДОРИН: — Ну естественно… (никуда не двигаясь)
Продолжается перепалка, в которой БАНДОРИНА зал отправляет со сцены, но он не спешит пойти и навести порядок с документами.
БАНДОРИН: — Я как профессиональный юрист не могу… (его криками перебивает зал) А вообще ваше СРО…
ВАСИЛЬЕВ: — Наше СРО!
Крики из зала: — Удалитесь со сцены!
БАНДОРИН: — Ну, пусть вам будет стыдно…
ВАСИЛЬЕВ: — Нам не будет стыдно!
БАНДОРИН уходит со сцены. Из начального состава президиума на сцене остается Александр РАШКО.
Градус эмоций снижается. Министр строительства Александр РАШКО со словами «что хотел я все равно хочу донести» выступил по теме ценообразования и ресурсно-индексному методу и ответил на ряд вопросов строителей. В частности, ему заметили, что он, как министр, наконец-то пришел к строителям в СРО и что взаимодействие – процесс двухсторонний, а омские строители не на бюджете вполне успешно строят объекты, и у них все получается.
С репликой после ухода министра выступил Юзеф МОСЕНКИС, предложив «наладить саму суть деятельности саморегулируемой организации, изучить этот опыт в других регионах страны, собрать предложения и пожелания, что надо было бы сделать в СРО».
Он добавил, что надо омолодить Совет. Позже Юзеф МОСЕНКИС прокомментировал, что в Совете нужны молодые и активные члены СРО, Александр МАКАРОВ взял самоотвод, а он и Виктор ВДОВИН более не планируют работать в Совете СРО.
В это время за стенами зала мандатная комиссия, получив часть документов, искала место для работы. Попросили освободить им стол.
Бухгалтер СРО таким требованием оказалась недовольна, и, на глазах свидетелей, попыталась стукнуть Валерия КОКОРИНА стулом. А после, в состоянии нервного возбуждения, расцарапала себя. Позже на сайте СРО это будет названо «попыткой захвата офиса исполнительной дирекции СРО, сопровождавшаяся причинением телесных повреждений работнику СРО».
Сбор полевых командиров
Пока работала мандатная комиссия, дальше по коридору за приоткрытой дверью компания сотрудников исполнительной дирекции СРО вместе с бухгалтером, исполнительным директором Андреем КОРОТКОВЫМ, Евгением ЯКОВЛЕВЫМ, заместителем исполнительного директора СРО, внедренного сюда для организации событий мая, а также Леонидом БАНДОРИНЫМ и парой сочувствующих обсуждала, что делать дальше.
— Сколько получилось?
— 287, минус 140 доверенностей (так 140 или 147?). Кворума нет. Даже дело не в кворуме.
— Кворума нет. Это незаконно. Любое решение, которое они сегодня примут. Как они считают. Они еще пока об этом не думают. Им нужно было сорвать все это дело, они это сделали. Вот у них цель какая была!
— Вот они сейчас раком поставят СРО и всё. Сами себя. Сами себе доблестно (неразборчиво) наступили на яйца. Извините, Леонид Евгеньевич.
Голос бухгалтера: — А мы будем работать или нет?
На два голоса: — Люба, да куда ты денешься! Как работала, так и будешь работать и зарплату будешь получать.
— Только мы не сможем ни принимать, ни исключать, ни какие-либо действия дисциплинарного характера, кроме дисциплинарной комиссии. Будем дисциплинарной комиссией рекомендации выносить, а совета нет, который будет их готов принять.
Голос БАНДОРИНА: — Да нет, почему… (неразборчиво).
Выигранная битва, но еще не война
После работы комиссий стало ясно, что поскольку доверенности (в листах регистрации их оказалось 132) так и не были представлены, то кворум не собрался. А потому выборы Совета СРО 26 декабря не состоятся. Зато более трети членов СРО присутствовало, а потому можно созвать внеочередное общее собрания членов СРО. И собрание было назначено на 25 января 2024 года по адресу ул.Заозерная, 15 в здании кинотеатра «Первомайский» в 10 часов утра. О чем был составлен протокол, и дирекции СРО 27 декабря было передано требование о размещении данной информации на официальном сайте СРО.
Ожидаемо был получен отказ с формулировкой, что «Прилагаемый к указанному требованию документ, озаглавленный «Протокол внеочередного общего собрания СРО «Союз строителей Омской области» от 26.12.2023 года, таковым не является, содержит признаки фальсификации... Уведомляем вас, что официальный протокол размещен на сайте Союза».
На сайте Союза же в красной рамочке объявление с историей про «группу лиц» в личных интересах и нанесенные телесные повреждения сотруднице. Затем содержание красной рамочки сменилось на «Внимание членам союза! На январь 2024 года общее собрание членов Союза не созывалось!» Внутри листовка следующего содержания:
15 января на сайт также добавилось открытое обращение в правоохранительные органы с той же фактурой, где присутствующие на Яковлева, 181 в актовом зале 150 членов СРО, проголосовавшие за назначение нового собрания были названы «ничтожно малой частью представителей органов СРО».
Пока исход битвы членов СРО с нечленами зависит от явки на собрание в кинотеатр "Первомайский" 25 января. И нечлены, получающие зарплату из свредств членов СРО и заблокировавшие законное размещение информации союза на официальном сайте это хорошо понимают.