Балет появился в репертуаре театра во второй раз.
На выходных в Омском музыкальном театре прошла премьера балета «Кармен» (12+) на музыку Жоржа Бизе по одноименной новелле Проспера Мериме. Это авторская хореографическая интерпретация главного балетмейстера театра Надежды КАЛИНИНОЙ.

Балет «Кармен» уже был в репертуаре Музыкального театра, в 1996 году его поставил Станислав КОЛЕСНИК. Тогда это был одноактный спектакль – «шестнадцать эпизодов о любви, ненависти и смерти», как определял его жанр постановщик. В основу легла «Кармен-сюита» – адаптивная версия Родиона Щедрина, созданная в 1967 году специально для постановки Альберта Алонсо с Майей Плисецкой в главной партии. И, в общем-то, многие балетмейстеры пользуются этой версией и сегодня. Но для Надежды КАЛИНИНОЙ с ее тягой к большому масштабу вариант, лишенный ряда музыкальных тем и персонажей второго плана, оказался тесен.

И вот во всем великолепии мы слушаем музыку Бизе в оркестровке дирижера Челябинского театра оперы и балета Вячеслава ГУБАНОВА, а сцена блистает подробными, глубинными декорациями, переносящими то на пеструю площадь Севильи, то в таверну, то в мрачные ночные горы – прибежище контрабандистов.

В спектакле не только сохранены все персонажи известной истории, но и много массовки. В общей сложности было пошито 160 костюмов (учитывая несколько составов исполнителей), эскизы которых, как и декорации, традиционно разработаны главным художником театра Сергеем НОВИКОВЫМ.

Партию Кармен на премьере исполнила Екатерина ЖИГАЛОВА (в этой роли зрителям еще предстоит увидеть Наталью РЫЖКОВУ), продемонстрировавшая не только безупречное хореографическое мастерство, но и богатую драматическую палитру.

Кармен ЖИГАЛОВОЙ не идеализированная героиня Бизе, она ближе именно к литературному первоисточнику. Ее Кармен и страстна, и красива, и свободолюбива, но у нее много и отрицательных черт. Она своенравна, хитра, груба, любит деньги, поэтому участвует в криминальных авантюрах, а главное – любит манипулировать мужчинами. Она влюбляет в себя сержанта драгунского полка Хозе, который вел до этого достаточно благочестивый образ жизни и собирался жениться на тихой, кроткой Микаэле (Анна НАЛИМОВА). Из-за Кармен в порыве ревности Хозе убивает своего командира капитана Цунигу (Валентин ЦАРЬКОВ), бросает невесту, связывается с контрабандистами. Когда же его постоянная ревность начинает мешать делу, практичная Кармен выбрасывает его из своей жизни, как колечко, снятое с пальца, и устремляет взор на тореадора Эскамильо, для которого любовь – та же коррида. Понятно, что трагическая развязка неизбежна.

– Тут и эмоции, и подмена понятий: страсть выдается за любовь. Токсичность отношений, которая ни к чему хорошему не приводит. Много о чем можно поразмышлять. У меня это уже третья редакция балета. Всегда хочется что-то новое сказать, это такая тема, которая будоражит, – говорит Надежда КАЛИНИНА в ответ на вопрос, о чем она поставила спектакль.

Главные мужские партии пока что исполняют приглашенные солисты: Хозе – солист Михайловского театра (Санкт-Петербург) Иван ОСКОРБИН, Эскамильо – премьер НОВАТа (Новосибирского театра оперы и балета) Михаил ЛИФЕНЦОВ. Оба уже не раз исполняли и ту, и другую партии в разных редакциях. Поэтому здесь тоже и безупречная техника, и какие-то наработанные приемы. Но все же хотелось бы видеть в этих ролях и омичей. Тем более, как опять же говорит Надежда КАЛИНИНА, «Кармен» – это тот балет, где есть на чем профессионально расти артистам.

Еще балетмейстер признается, что хотела сделать яркий, зрелищный, кассовый спектакль. И вот это определенно удалось.
Фото © Александр БАРАНОВСКИЙ




