Зрительский интерес подогревало ожидание черной клоунады и Ингеборги ДАПКУНАЙТЕ в роли князя Мышкина.
Фестиваль «Золотая Маска» в Омске и Таре открылся прошедшим с аншлагом спектаклем Московского театра наций «Идиот» по Федору ДОСТОЕВСКОМУ. Зрительский интерес подогревало ожидание черной клоунады и Ингеборги ДАПКУНАЙТЕ в роли князя Мышкина.
В столичных театрах сегодня мода на трансгендерные образы, поэтому актрис, играющих мужские роли, и актеров, играющих женские, можно встретить на каждом шагу. Здесь таких образов тоже оказалось больше, чем ожидалось. Настасью Филипповну сыграл Роман ШАЛЯПИН, Аглаю – Артем ТУЛЬЧИНСКИЙ. И только звезда сериала «Восьмидесятые» Александр ЯКИН (Рогожин) остался в рамках своего пола, наделяя героя не бесспорной, но все-таки мужской харизмой.
Что касается клоунады – да: выбеленные лица актеров, почти цирковое трюкачество, неестественные голоса, утрированность характеров, сплошная пантомима, кроме трех небольших монологов. Но так ли это ново и удивительно? Режиссер-постановщик (а также и хореограф) Максим ДИДЕНКО всегда проявлял пристрастие к пластике и символизму. Достаточно вспомнить его спектакль «Маленькие трагедии» на сцене Омского театра «Студия» Л. Ермолаевой» (театра, созданного его бабушкой). И «Идиот» – это даже не столько клоунада, сколько старый добрый советский авангард. Это тот же «монтаж аттракционов» Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА, та же «биомеханика» Всеволода МЕЙЕРХОЛЬДА. И если кого-то возмущает, что подобное применяется к ДОСТОЕВСКОМУ, то МЕЙЕРХОЛЬД и ЭЙЗЕНШТЕЙН тоже упражнялись с достаточно классическими вещами, превращая их в яркое гротескное зрелище.
Конечно, нельзя сказать, что спектакль «Идиот» сделан «по роману». Скорее это его некая схема-формула. Но, чтобы разобраться в ней, нужно роман читать. У ДИДЕНКО снова много метафор и символов. Будь то окно в форме гроба или пачка денег, которой Настасья Филипповна мучает Ганю, становящаяся здесь камнем на шее и красная веревка от него впивается не в одно горло. Тяжелые доски, которые несет героиня Романа ШАЛЯПИНА, оказываются крестом. И когда тот разваливается, Рогожин не может вновь собрать его, а Мышкин может. Шуба-шкура, делающая одного мужчину соблазнительной женщиной, а другого – зверем, маски мифических чудовищ, создают ощущение бесовщины, а герои, скачущие на своих деревянных коняшках, вдруг напоминают всадников Апокалипсиса. Все это какие-то сумерки сознания, в которых блуждает несчастный прекраснодушный Мышкин, преследуемый сюрреалистическими «глазами».
В спектакле действительно много механики, и основное его оформление – подвижная конструкция, которую актеры постоянно берут «на абордаж». Гимнастическим способностям драматических артистов остается позавидовать. Музыкальный ритм (композитор Иван КУШНИР) не дает впасть в скуку, и так же, как видеоряд, четко делит сцены на «картинки» комикса. Можно принять или не принять подобную трактовку знакомого со школьной скамьи произведения, но остаться равнодушным точно нельзя. Однако же, почему так, а не иначе, затруднятся ответить и сам постановщик.
– Это не совсем сознательное решение, я поставил, как мне привиделось, – сказал Максим ДИДЕНКО на встрече с омскими зрителями. – У меня спектакли вырастают, как грибы, и объяснить что-либо сложно. Мне показалось, что в романе ДОСТОЕВСКОГО благодатная почва для такого жанра. Там есть классические персонажи: Коломбина, Пьеро, Арлекин. Там страсти гиперболизированы. А клоунада – это граница конфликтов, граница человеческих страстей. Вообще пограничное состояние человека. Я позвал своих друзей, и они согласились попробовать. Правда, был момент, когда все просто пришли в отчаянье, потому что физически это очень тяжело.
О том, как она нашла свой образ и тоненький голос, рассказала Ингеборга ДАПКУНАЙТЕ:
– Если приближаться к ДОСТОЕВСКОМУ, там есть такая вещь, как бесполость. И Максим мне все время говорил: «Тебе нельзя терять высший регистр. Если он высокий, то это бесполое создание». В то время у меня появился ребенок, который говорил точно таким голосом. Поэтому образ Мышкина – это где-то начало невинности и чистоты восприятия мира. И это ближе даже к младенцу.
Фото © theatreofnations.ru