В составе новой выставки работы художников военного поколения и современных авторов, а также чудесным образом возрожденная картина.
Накануне Дня победы в Музее Кондратия Белова начала работу выставка «Мы помним Всех. Мы не забыли. Не гаснет памяти свеча» (0+). В ней приняли участие многие омские художники, в разных жанрах и техниках отразившие в своих произведениях тему войны и победы.
Значительное место в экспозиции занимает героическое полотно Кондратия БЕЛОВА «Расстрел Лизы Чайкиной». Работа была создана по госзаказу. Художник тогда сильно болел и выполнял работу, буквально не вставая с постели. На фронт Кондратия Петровича не взяли и по состоянию здоровья, и по причине его «белогвардейского» прошлого (в молодости несколько месяцев служил в армии Колчака). Но его художественный талант пригодился в тылу: он активно писал картины на военно-патриотические темы, участвовал в выпусках «Окон ОмСХ» (по аналогии с «Окнами ТАСС»), создавая агитационные плакаты. И после был даже награжден медалью «За доблестный труд».
К теме Великой Отечественной не раз обращался и его сын Станислав БЕЛОВ. Относясь к поколению детей войны, он создавал произведения, основываясь на отдаленных воспоминаниям детства, на литературе и кино. Его работы из серий «Город в тылу» и «Весна 1945-го в Омске» также демонстрируются на выставке.
Всех авторов сближают воспоминания о родственниках, об их рассказах о войне. Трогательный портрет деда («Память о дедушке») представила Наталья БАБАШ. Портретную галерею продолжают работы «Фронтовик» Ирины РЕЗНИК и «Портрет полковника в отставке» Владимира ЕРОШКИНА.
Работу «Они сражались за Родину. На съемках фильма» Владимир СИДОРОВ посвятил любимому актеру Юрию НИКУЛИНУ, у которого, как известно, был фронтовой опыт, пригодившийся ему в создании киноролей.
Жанровый триптих «Полевая почта» Сергея ЗОЛЬНИКОВА, близкая к иконописи акварель «Георгий Победоносец» Игоря САНИНА, голубиный «Мирный день» Светланы КОСТИКОВОЙ – эти и другие работы составляют очень разноплановую, но созвучную настроению начала мая экспозицию.
– Здесь каждый поделился своими мыслями, своими переживаниями, – говорит искусствовед Галина ЛУЗЯНИНА. – Почему подобные выставки нужно проводить – потому что в них прежде всего душа художника. Такие экспозиции отличаются содержательной насыщенностью и искренностью. Все работы несут в себе очень личное. Тут нет чего-то монументального, помпезного. Почти каждый художник сказал о своей семье, изобразил своих близких, своих предков. И это, по сути, тот же «Бессмертный полк», который нас объединяет.
На выставке отражены не столько сражения, сколько жизнь людей в непростое время, какие-то человеческие истории. Одна из таких произошла в далеком 1941 году, а мостик из нее протянулся в день сегодняшний.
Кондратий БЕЛОВ часто посещал госпиталя, где проводились передвижные выставки, беседовал с ранеными. В госпитале №1494 ему рассказали о восемнадцатилетнем солдате с тяжелым ранением – Лёне Федюнине, который мечтал стать художником. Кондратий Петрович стал каждый день с мольбертом и кистью приходить в палату к парню, они вместе написали картину «Закат», а вскоре Лёни не стало. Картина долго хранилась в музее госпиталя, но потом куда-то пропала. Однако история имеет продолжение. В память о том событии студенткой 4-го курса кафедры дизайна ОмГТУ Татьяной САВЧЕНКО сегодня написана картина «Закатный покой» и подарена Музею Кондратия Белова.
– Мне поступило предложение от моего преподавателя Елены Владимировны БОБРОВОЙ, и я, конечно, сразу согласилась, – рассказывает Татьяна. – Очень волнительно и приятно поучаствовать в такой истории, потому что тут мы переходим на что-то личное, эмоциональное на фоне глобальной трагедии. И через такую призму я смотрела на этот пейзаж. Работать приходилось быстро, чтобы запечатлеть нужное состояние природы – короткий закатный час. Наверное, так же старались успеть Кондратий Петрович с Лёней.
Выставка стала своеобразной эстафетой поколений для художников. В музее надеются, что она разбудит память и в зрителях, найдет отклик в их сердцах.
Работать выставка будет до 20 мая.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ