Премьера спектакля «Морозко» прошла в период аномальных холодов.
Совпадение ли, мистика ли, но омские лицеисты словно наколдовали тридцатиградусную стужу: пришла она в город аккурат к премьере спектакля «Морозко». Спектакль – режиссерский дебют актрисы Светланы ПОЗДНЯКОВОЙ, которая учится сейчас в Театральном институте имени Б. Щукина (Москва).
Для своей режиссерской работы на сцене родного театра Светлана выбрала сказку, название которой знакомо не одному поколению зрителей по фильму Александра Роу. Но от фильма здесь отошли, даже не пересматривали. За основу постановщик взяла пьесу нижнетагильского драматурга Анны БОГАЧЕВОЙ, у которой, к слову, много детских пьес и из них половина зимне-новогодних («Волшебная ночь или…», «Как стать Снегурочкой», «Новогоднее настроение», «Тайна Снежного городка» и др.).
В пьесе есть персонажи, которых не было в фильме: Кикимора и Леший, у нее достаточно современный язык. Но знаменитая реплика «Тепло ли тебе, девица?», уже ставшая мемом, все-таки остается.
В качестве художника выступил Алексей ОСИПОВ, который также недавно окончил режиссерское отделение Щукинского института и имеет обыкновение оформлять собственные постановки. В спектакле «Морозко» много вязаного: шапки, парики, бороды. Вторая составляющая оформления – джинсовая ткань, которая используется в костюмах в стиле пэчворк, в создании снежного инея (ткань разлохмачивается и дополнительно красится). С джинсовыми вещами повторилась та же история, что и с рубашками для занавеса к спектаклю «Кабала святош»: их собирали всем миром, активно подключая через соцсети и зрителей.
Вообще оформление несколько эклектично, как и образы персонажей. Если Настенька, Марфуша и Мачеха выглядят традиционно для русской народной сказки, то Иван – вполне современный молодой человек. Как и Баба-Яга (Дарья ОКЛЕЙ), словно сошедшая с обложки модного журнала. Даже неловко величать ее бабушкой. С другой стороны, в этой эклектике есть определенное единение, закрученное быстрой и ловкой сменой декораций, где одно переходит в другой, а свет (художник по свету – Арсений ГУРОВ) вдруг делает картинку абсолютно волшебной.
В роли Настеньки органична Екатерина УХОВА. Учащаяся Клуба при Лицейском театре, она не впервые выходит на сцену. Ее героиня своей кротостью, отзывчивостью, умением отвечать добром на обиды вызывает симпатию и поддержку даже у лесной нечисти.
Роль Марфуши – дебют для студенток актерского курса ОмГУ Анны ПАСТУХОВОЙ и Екатерины ЗАХАРОВОЙ. Каждая по-разному, но обе создают гротескный образ избалованной, капризной, невежественной и невежливой девицы. С Дарьей МЕГДАН (Мачеха) у них получается замечательный дуэт. Особенно забавна сцена, когда они теснят случайно оказавшегося в их избушке Ивана (Валентин РУДЯК), подталкивая его к сватовству. Впрочем, если задуматься, то Мачеху можно даже пожалеть. Всю жизнь отдавая лучший кусок любимой доченьке, она вряд ли дождется от нее того же в старости. «Матушка», – обращается в молитвах к умершей матери Настенька. «Мамаша!» – помыкает своей матерью Марфуша.
Замученный женой и падчерицей старик Отец – новая грань дарования Ивана ПЕРМЯКОВА, которого до этого зрители привыкли видеть в ролях брутальных злодеев. Может быть, тем, кто ориентирован на фильм и вообще на зимние сказки, покажется необычным и Морозко (Александр ДРАГАНЮК). Но это действительно скорее образ из славянской мифологии, нежели новогодний персонаж Дед Мороз. Он и грозен, и опасен, и справедлив. Его присутствие в действии ощущается постоянно.
Спектакль получился про любовь, про судьбу и про доброту, которая согреет в любые холода. Думается, он будет интересен и детям, и взрослым. Но особенно подойдет для семейного просмотра.
Фото © Александр РУМЯНЦЕВ (Драматический лицейский театр)