В омском музее показывают натюрморт – привычный и незнакомый.
В Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка «Новелла о «тихой жизни». Западноевропейский натюрморт XVII – первой половины XX вв. и его предмет», приуроченная к 95-летию музея, а также – к проходящему в нем в эти дни Международному реставрационному семинару.
Новая выставка посвящена одному из самых популярных декоративных жанров живописи – натюрморту. В экспозиции представлено свыше 20 произведений мастеров художественных школ Голландии, Италии, Фландрии, Германии, Франции и других стран. Последний раз столь масштабная выставка западноевропейского натюрморта проводилась в Омске в 1985 году.
– На этот раз выставка проходит в непривычных условиях, – призналась директор музея изобразительных искусств Фарида БУРЕЕВА. – Мы показываем ее не только зрительской аудитории, но и своим друзьям, коллегам, партнерам из Голландии. Голландия подарила нам РЕМБРАНТА, ВАН ГОГА, она же является родиной натюрморта. И нынешняя выставка – своеобразная дань уважения и этой стране, и нашим коллегам, приехавшим оттуда.
В ответном слове директор Фонда культурной инвентаризации (SCI, Нидерланды) госпожа ГОРТНЕР сказала, что впечатлена картинами, которые увидела в омском музее, и их сопровождением. Она посещает наш город уже седьмой раз, всегда видит здесь интересные выставки и каждый раз удивляется вновь и вновь.
Сейчас зрителям действительно есть чему удивиться. Что мы знаем о натюрморте? То, что это изображение цветов и фруктов в вазах, «мертвая натура»? Не тут-то было! Оказывается, у натюрморта есть множество разновидностей, как и предметов изображения, и назывался он сначала совсем по-другому.
– Жанр натюрморта возник достаточно поздно по сравнению с другими – на рубеже XVI–XVII веков, – рассказала куратор выставки хранитель фонда зарубежной живописи Елена РЕУТОВА. – Он всегда относился к так называемым малым жанрам. Сам термин «натюрморт», которым мы пользуемся сегодня, появился в XVIII веке во Франции, тогда, когда жанр существовал уже более века. Таким образом, натюрморт – «мертвая натура» – не совсем правильное и полное определение. В названии своей выставке мы использовали голландский термин stilleven – «тихая жизнь». Он больше отражает суть, потому что натюрморт – не только изображение живой или неживой природы, это еще и богатый предметный мир. В натюрмортах XVII века мы можем наблюдать самые разные типы: «цветочный горшок», «завтрак» (накрытый стол), «суета сует», «ученый натюрморт», чуть позже – «охотничьи трофеи», «птичий двор».
Стоит добавить, что в XVII веке (золотом веке натюрморта) художники почти никогда не изображали вещь ради вещи. Обычно это был предмет-символ, который содержал какой-то смысл, метафору. Особенно это заметно в натюрморте типа «суета сует», говорящем о мимолетности бытия.
На выставке можно увидеть работы Яна ВЕНИКСА, Мельхиора де ХОНДЕКУТЕРА, Жана-Батиста РОБИ, Алексея ЯВЛЕНСКОГО и других художников. Можно проследить эволюцию натюрморта от сочных живописных форм до графического минимализма («Букет» Пабло ПИКАССО, 1958 г.).
В экспозицию также вошли предметы декоративно-прикладного искусства и домашнего обихода, книги, музыкальные инструменты – то, что не раз служило «натурой» в таком, как оказалось, неоднозначном жанре.
Выставку дополняют и флористические композиции, причем они точно копируют те или иные картины. Сделать это было нелегко. Некоторые изображенные на полотнах цветы не могли распознать даже опытные флористы, пришлось заменять их похожими.
Кстати, тем, кто хочет увидеть «живые картины», стоит поторопиться. Поскольку, хоть сама выставка будет работать до конца ноября, цветочные композиции увянут в ближайшие дни, еще раз доказывая бренность всего сущего.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ