Омский мастер фотографии делится секретами «фотодраматургии».
Накануне Дня города в Музее Кондратия Белова начала работу юбилейная выставка фотохудожника Алексея БЕЗБОРОДОВА «Я люблю эти омские улицы…». Это уже четвертая персональная выставка фотомастера в этих стенах, нынешней он отмечает свое 80-летие.
Алексей Петрович признается, что фотографом стал случайно: попал в руки хороший фотоаппарат, работа с ним заинтересовала. Но, наверное, ничего случайного все-таки не бывает, и таким образом он нашел свое призвание.
Долгие годы работы с фотокамерой выработали у БЕЗБОРОДОВА умение схватывать и запечатлевать те мгновения жизни, которые позволяют зрителю увидеть в привычном и давно знакомом что-то, ранее не замеченное, но вдруг останавливающее взгляд и вызывающее желание понять замысел мастера.
В малом зале отдельно представлена ранняя черно-белая фотография (1970-е годы), и в ней автор поднимается до высот художественного мастерства настолько, что снимки кажутся графическими рисунками. Заметим, всё это было сделано без помощи современной аппаратуры, эффект достигался в процессе долгого проявления, где можно было положится лишь на профессиональное чутье.
В название выставки вынесена строка песни «Омский вальс»: «Я люблю эти омские улицы…»
Действительно, фотограф находит на улицах города много замечательных сюжетов. Какие-то из них он подхватывает на лету, какие-то «достраивает», а иногда, чтобы добиться нужного состояния, выжидает часами.
Фотоснимок «Калина красная» запечатлел скульптурную композицию «Встреча» во Врубелевском сквере у Речного вокзала. Парень и девушка сидят за столиком, пьют чай, а на блюдце между ними – гроздь калины и… живая синица.
– Как раз выпал иней, думаю, пойду, поснимаю, – рассказывает БЕЗБОРОДОВ. – Калину положил для пятна. Уже почти ушел, обернулся – стая птичек. Я обомлел! Схватился за фотоаппарат, одну успел снять.
Нахохлившиеся голуби, сидящие на скамейке под мокрым снегом, – герои другой работы, «Ненастье». Мимо пробегает человек под зонтом. Всё решила пойманная фаза движения, была бы другая – снимок не получился бы.
А вот с моделью для работы «Октябрь» фотохудожник договаривался специально и с раннего утра «гонял» ее по мосту. Но снимок, без преувеличения, стал классикой фотографии.
Черная скамейка на белом снегу и резкие росчерки теней – работа «Одиночество». Увидел ее БЕЗБОРОДОВ сразу, но снять удалось лишь к вечеру.
– Пошел как-то на съемку, – рассказывает он. – Только на мост ступил, глянул – сюжет готов. Но теней нет. Я так походил, походил. Через несколько часов солнце ушло, тень от заборчика появилась, пирамидальный тополь тоже удачно ее отбросил. Если бы не он, такого бы эффекта не было.
Снимки Алексея БЕЗБОРОДОВА строятся на состоянии, часто – на состоянии природы, которое отзывается определенным настроением в душе.
– В последнее время я пересмотрел свою работу и уже не снимаю, когда солнышко светит: я люблю, когда в природе конфликт. Когда дождь идет, снег. Я убедился: чем хуже погода, тем интереснее снимок, – говорит Алексей Петрович.
Свою нынешнюю выставку он считает лучшей. Но это, наверное, пока не возникла следующая…
Экспозицию можно увидеть до начала сентября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ