Юридические компании Омска обеспокоены деятельностью недобросовестных коллег, в том числе фирм-двойников.
9 октября в пресс-студии МКР-Медиа собрались юристы и пострадавшие от недобросовестных юридических компаний омичи. В центре обсуждения оказались фирмы, которые берут с клиентов средства, обещают суперрезультат, а в итоге не дают практически ничего.
Как юрфирмы-двойники порочат репутацию честных
Гендиректор юридической компании «Федерал» Елена БОГДАНОВА пожаловалась, что ее организация страдает от деятельности юридической конторы, которая расположена по тому же адресу, что и они – ул. Фрунзе, 49:
— У нас очень схожие названия, там директор тоже Елена Анатольевна. Мы по этому адресу уже 3 года, а они – 1,5. Мне кажется, таких совпадений не бывает. Нас действительно очень сильно путают. Даже приезжали скорые и сотрудники органов внутренних дел, хотя мы не вызывали. Говорили, что был вызов в юридическую компанию. Это бьет по нашей репутации.
«Федерал» столкнулся с тем, что посетители компании-двойника оставляют негативные отзывы на их сайте: «Мы прекрасно знаем всех своих клиентов, и когда приходит отрицательный отзыв по конкретной правовой проблеме, понимаем, что это не на нашу работу. Устанавливаем обратную связь, просим, чтобы человек разобрался, что он был не у нас, сравнил фотографии офиса». Тем не менее Елена БОГДАНОВА считает, что начинать выбор юридической компании стоит именно с изучения отзывов.
Заповеди при выборе юриста
Елена БОГДАНОВА посоветовала не вестись и на бесплатные консультации:
— Квалифицированный юрист за свою работу должен брать хотя бы минимум. У нас консультация, образно говоря, стоит одной чашки кофе. Это не великие деньги. Юрист тратит свое время, поэтому консультация не может ничего не стоить. Компании, которые заявляют о бесплатных консультациях, лукавят. У них цель – заманить, а потом по максимуму получить материальную выгоду с клиента.
Тем, кто не хочет попасть на крючок мошенникам, нужно внимательно читать договор, не торопиться с его подписанием (в идеале – забрать и изучить дома). «Есть еще одна уловка: вместе с договором клиенту дают подписать акт об уже оказанных услугах. То есть по факту юруслуги еще не оказаны, а акт уже подписан. И это основная проблема по защите обманутых клиентов, которая мешает привлечь к ответственности недобросовестных юристов, потому что документально подтверждено, что услуги оказаны в полном объеме и претензий не имеется», – предупреждает Елена БОГДАНОВА. Она рассказала, что в таких фирмах часто требуют заключать договор в тот же день под любыми предлогами, например, что «только сегодня это так дешево».
— Человек под воздействием может подписать все что угодно. Берите тайм-аут, – рекомендует юрист. – По словам обманутых клиентов, в таких компаниях интересная психологическая обстановка: маленькие душные кабинеты, где создаются условия, чтобы человек хотел побыстрее уйти.
Как ни странно, насторожиться стоит и в случае, если юридическая фирма обещает успешное разрешение дела. «Даже при явной выигрышности дела солидный юрист не будет ничего обещать, потому что много субъективных факторов, которые потом выясняются в процессе судебного разбирательства. Если вам обещают золотые горы, бегите!» – уверена Елена БОГДАНОВА. Последний ее совет – не постесняться и попросить диплом об образовании.
Интересно, что юристы, которые устраивались на работу в такие компании, рассказывали: первое, что им вменялось в функционал, – это продажи. «Там учат не тому, чтобы закрывать вопрос клиента, а продажам. Знаю, что у одной юридической компании есть отдел продаж и отдел юристов, которые между собой могут даже не пересекаться», – рассказала директор компании «Правовой Стандарт» Айжан АЗЕНОВА. Она согласна с существованием данной проблемы:
— Большое число граждан сегодня относятся к юристам с сомнением. Нам перестают доверять. Юридическая компания, которая дорожит свой репутацией, всегда представлена в соцсетях и гордится своими положительными отзывами. Первым делом вы должны читать договор и сравнивать, что там написано и что вам только что пообещали. Как попадаются на уловки мошенников: людей закрывают в кабинете и консультируют, а делать это могут и не юристы, а хорошие психологи, которые обещают золотые горы.
«Они забрали мой паспорт. И оформили за меня кредит»
Айжан АЗЕНОВА пригласила на пресс-конференцию двоих клиенток, ранее пострадавших от деятельности недобросовестных юристов. Дамы рассказали свои истории. Одна из них в марте 2020 года в Интернете нашла юридическую компанию, которая предлагала бесплатные консультации.
— Мне сказали, что они находятся в Москве, но в Омске есть филиал на ул. Фрунзе, 49. На следующий день я пришла, меня завели в маленький кабинетик, где я ждала минут 20. Там было настолько душно, что я разделась. Сначала зашел молодой мужчина и предложил рассказать историю. Я расплакалась. Мне нужно было ребенка забрать у отца, который его не отдавал. Парень слушал минут 10, а потом зашла женщина и начала наезжать на меня: «Ты же мать! Ты должна забрать ребенка! Ты должна сейчас заключить с нами договор! Мы тебе поможем, мы гарантируем, что победим». Я объяснила, что денег с собой нет, а они спрашивают, где можешь взять. Ну, я сказала, что могу взять кредит… Они тут же забрали мой паспорт. И оформили за меня кредит. Мне так стыдно! Предложили сказать, что я заведующая детским садом. Меня отвезли в банк, где я взяла кредит. Самое интересно, что поставили условие – наличными, т. е. снять с карты. Я договор даже не читала, поверила им. Прошло пять месяцев, в августе было назначено заседание суда. И меня попросили подписать акт, там было три бумажки, за которые с меня взяли 8 200 рублей. Поскольку у меня поднялась температура, в зал суда меня не пустили. Когда юрист вышла из здания суда, набросилась на меня с наездами: «Вы от меня скрыли столько фактов!» То есть она пришла с пустыми руками. Сказала, что суд явно будет проигран. Я ревела, в панике в соцсетях стала спрашивать у знакомых хороших юристов. Сразу несколько человек посоветовали Айжан АЗЕНОВУ. Я объяснила ей ситуацию. Айжан мне ничего не гарантировала, но я выиграла суд благодаря ей, – поделилась своей историей пострадавшая. Всего она отдала недобросовестным юристам около 35 тыс. рублей.
Присутствовавший на встрече начальник отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Омской области Константин МАЛЬЦЕВ так прокомментировал рассказ пострадавшей:
— К уголовной ответственности такие компании привлекутся рано или поздно, но для этого надо собрать полный объем информации – каким образом происходит обман, сделать лингвистические, почерковедческие экспертизы и т.д., зафиксировать факт обмана, когда человеку навязывают услуги. Здесь нельзя уложиться в процессуальные сроки – 10-30 суток. Тут ведется другая работа. Она в итоге приносит свой результат, и виновные привлекаются к уголовной ответственности.
Представитель МВД отметил, что обращений по некачественным юридическим услугам в нашем регионе в этом году не так много, как в прошлые: «Это связано с пандемией, потому что часть юридических предприятий была закрыта в период карантина».
История второй пострадавшей от недобросовестных юристов омички начиналась аналогично: интернет, визит на Фрунзе, 49, ожидание в течение 1,5 часов, душная комнатка. «Я рассказала мужчине, какие у меня вопросы. Он говорит: мы вам поможем, но я предупредила, что денег нет с собой. Говорят, если сейчас сможете заплатить 500 рублей, то сразу составим договор. Я подумала и оплатила», – рассказала пострадавшая. Ее история началась в начале декабря 2019 года, в течение нескольких месяцев ничего не происходило, не считая того, что ей передавались заявления, которые она самостоятельно по почте отправила в разные ведомства. В августе она поняла, что ждать далее бессмысленно, и нашла другого юриста. Всего юркомпания, обещавшая результат, выманила у нее 48,2 тыс. рублей. Это один из тех случае, когда будет сложно доказать, что пострадавшую обманули, поскольку она подписала акт приема – сдачи.
Участники пресс-конференции подчеркнули, что недобросовестные юристы работают не только в компании на Фрунзе, 49, но и в других местах Омска.
Цитаты из Конституции РФ за 15 тыс. рублей
Руководитель аппарата уполномоченного по правам человека по Омской области Тамара СМИРНОВА отметила, что нужно обращать внимание на соразмерность проблемы и средств, которые юристы требуют на ее решение. Она привела свежий пример:
— Граждане были возмущены, что в школе, которую посещает их ребенок, распространены поборы, как они считали: там 200 рублей, там 300. Они обратились в юридическую компанию, и там составили несколько одинаковых обращений в разные точки. Стоимость этих услуг составила 30 тыс. рублей! Это явно неадекватно. Тем более сами обращения были не по делу.
Руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в нашем регионе считает, что гораздо эффективнее, когда человек от руки сам составляет обращение к уполномоченному, рассказывает о своей проблеме:
— Человек, например, не удовлетворен размером пенсии, которую ему назначили. И вот приходит от него обращение на 8 листах печатного текста, где ничего не понятно – сколько лет стажа, какой имел заработок. Но на 8 страницах перечисляют: всеобщую декларацию прав человека, Конституцию РФ, в лучшем случае – закон о пенсионном обеспечении, затем на трех страницах – полномочия уполномоченного по Омской области по правам человека, которые он и сам хорошо знает. И в конце просьба – разобраться и увеличить размер пенсии. Мы выясняли, что такие заявления составляют фирмы, которые берут за это не менее 15 тыс. рублей. А ведь обратиться к Уполномоченному по правам человека гражданин может совершенно бесплатно, на простом листочке бумаги ручкой написать: «Я, Мария Ивановна Петрова, работала всю жизнь дояркой там-то, у меня очень маленькая пенсия, прошу – помогите мне, пожалуйста, разберитесь». Этого будет достаточно, потому что Уполномоченный вправе обратиться в интересах гражданина и в прокуратуру, и в органы Пенсионного фонда.
Ранее полный текст был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 октября 2020 года.