Выставка посвящена юбилейным датам известных омских художников разных поколений.
В музее говорят, что подобные мероприятия – хороший повод и показать музейные фонды, и вспомнить прекрасных омских художников, каждый из которых неповторим. Экспозицию составляют 20 работ как уже ушедших авторов, так и ныне живущих.
Представленные на выставке произведения отражают жанровое разнообразие авторских стилей. При этом всех художников объединяют мастерство и следование традициям академической школы.
Пейзаж – доминирующий жанр изобразительного искусства в Сибири – стал для многих омских живописцев и графиков главной темой творчества. В произведениях Алексея САПОЖНИКОВА (1922–1988) сибирская природа выступает в целостном восприятии натуры, в колористическом своеобразии природного мотива.
Продолжая лучшие традиции мастеров отечественного и сибирского пейзажа, Анатолий ЧЕРМОШЕНЦЕВ (1937–2014) создает образ Родины эпического и монументального звучания.
К пасторальной созерцательности природы возвращаются в своем творчестве Михаил РАЗУМОВ (1942) и Александр МАКАРОВ (1952). В их пейзажах, выполненных в технике пастели, отражаются грусть вечерних закатов, таинство предрассветного тумана, лучи зимнего солнца.
В 1970–1980-е годы были популярны творческие поездки художников в Салехард, Надым, Ханты-Мансийск. Именно результатом такой поездки стала серия работ Юрия ДАВЫДОВА (1932–1996) «На Севере дальнем», где в аскетичной будничной среде мы видим человека труда.
Кстати, работы ДАВЫДОВА – большая редкость в омских музеях. Художник ушел из жизни рано, а родственники не слишком озаботились сохранением его наследия. Сотрудник музея «Либеров-центр» искусствовед Галина ЛУЗЯНИНА с гордостью говорит, что в свое время ей просто посчастливилось получить несколько работ Юрия ДАВЫДОВА, и сейчас они демонстрируются на выставке.
Один из нынешних юбиляров – Владимир Максимович СИДОРОВ (1952) сообщил присутствующим, что может рассказать историю почти каждого представленного произведения, поскольку хорошо знал и дружил (или дружит) с их авторами.
– Здесь работы всех родных для меня художников, – говорит он. – Вот, допустим, «Сельское окошечко» Геннадия Арсентьевича ШТАБНОВА. Помню, как он в мастерской говорил конкретно про этот натюрморт: «Проводил пленэры со студентами, потом смотрю – в окошке цветы, помидоры». А потому что Сибирь, потому что нет у нас лета такого бурного, не все вырастает вовремя. И люди кладут часть урожая на окошко, чтобы все дозревало там среди гераней.
Экспозиция дополнена уникальными архивными материалами. Отражая мироощущение художников разных поколений, она, наверное, будет интересна и разным поколениям зрителей. Сроки работы выставки – до середины февраля.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА