Они «свили гнезда» рядом со своими сородичами в «Птичьей гавани».
На минувшей неделе в Омске прошел I Всероссийский фестиваль мозаики «Омские птицы» (0+). Он действительно первый – подобных в России еще не было. По итогу на территории природного парка «Птичья гавань» остались 26 мозаичных панно с изображением птиц, гнездящихся или иногда бывающих здесь. Работы на бетонных постаментах расположились вокруг перголы в центре парка и составили эффектную композицию.
Идея принадлежит омскому художнику-мозаичисту Антону КОЗЛОВУ. Его поддержали в местной организации Союза художников России. В результате собралась команда, которая выиграла грант Президентского фонда культурных инициатив.
– Я был на симпозиуме по горячей эмали в Новокузнецке, и мне вдруг стало обидно, что у мозаичистов никогда не бывает ни фестивалей, ни симпозиумов, – рассказал Антон КОЗЛОВ. – А когда начала раскручиваться эта история, пришло понимание еще и того, что такие мероприятия заканчиваются как? Прошла выставка – все разъехались, забрали свои работы. Но мозаика не может жить без людей, ее должны видеть все и постоянно. Многие мозаичисты сегодня делают витражи на заказ для состоятельных клиентов, работают в станковом формате, но нет того масштаба, который был в советское время, когда мозаика была действительно монументальным искусством. Поэтому мы решили, что работы, которые будут представлены на фестивале, авторы подарят городу, парку «Птичья гавань», и они останутся здесь навсегда.
На фестиваль поступило более 60 заявок, отбор прошли 25 из них. По одобренным эскизам участники создали круглые метровые панно в различных техниках и материалах: использовалась как традиционная смальта, так и витражное стекло, природный камень, янтарь и даже ракушки. География тоже оказалась широкой – от Владивостока до Калининграда.
Из Владивостока в Омск прилетел «Кудрявый пеликан». Автор панно Евгения НАЙДЕНОВА рассказывает:
– Это мой первый мозаичный опыт. Я вообще занимаюсь горячими эмалями, графикой, но, когда увидела, что проходит такой фестиваль, решила поучаствовать. Это было просто удовольствие – работать со смальтой, колоть ее. Заинтересовались и мои ученики, приходили: «А можно мы тоже что-нибудь повыкладываем?» И художники знакомые заглядывали. Так что, на самом деле Владивосток поучаствовал весь.
В отличие от Евгении НАЙДЕНОВОЙ, Игорь ГЛАДКИХ из Симферополя не новичок в мозаичном искусстве. Свою работу «Цапля белая» он создал в античной технике, характерной для мозаик Крыма. Работу обрамляет греческий орнамент меандр.
– И здесь я чуть было не попал в интересный казус, – улыбается Игорь. – Потому что оказалось, что в работе «Болотный лунь» из Екатеринбурга используется орнамент «плетенка». Он тоже является античным, и одно время я хотел сделать его в своей «Цапле». Потом подумал: нет, меандр будет аутентичнее. И хорошо, что подумал. А то бы получилось все равно как на прием в одинаковых платьях пришли.
Вот, кстати, тот самый «Болотный лунь», прекрасный представитель семейства ястребиных. Делал работу целый авторский коллектив.
«Большой баклан» – эффектное панно Екатерины СЕНЮШКИНОЙ (Санкт-Петербург). Перышки на шее и голове птицы выглядят как настоящие, кажется, сейчас их растреплет ветром. А все потому, что они выложены из кусочков ракушек.
– Мелкие перья хорошо передаются именно небольшим модулем, – делится профессиональным секретом Екатерина. – Но скалывать смальту до таких размеров достаточно трудоемко, и это все равно не будет выглядеть так эстетично, элегантно, тонко. Поэтому я решила использовать ракушки, и именно мелкие, ломаные, окатанные морем. Я собирала их в отпуске в Египте, на меня смотрели, мягко говоря, с недоумением. На эту мозаику ушло примерно литровое ведерко ракушек, которые я выкладывала ребром. Там есть еще и смальта. В общей сложности работа создавалась три месяца.
Несмотря на всероссийский статус фестиваля, на нем был один представитель из Казахстана – Куандык БАЙМУХАНОВ (Астана). Впрочем, назвать его «иностранцем» язык не поворачивается. Куандык – племянник известного омского живописца Геймрана БАЙМУХАНОВА, он окончил Омский государственный педагогический университет. И, похоже, еще на забыл сибирские морозы, что видно по его работе «Снегирь».
Омский участник Николай ПОЗДНЯКОВ заинтересовался красноголовыми нырками, он изобразил их в работе с поэтическим названием «В тени тростника».
– Основной упор я сделал на композицию, а не на проработку птиц отдельно, чтобы все это воспринималось издалека, – говорит художник. – И в процессе работы произошел еще такой интересный момент: оказалось, что в окрасе нырков есть легкая пестрость. Я сначала этого не заметил, начал набирать модулем, потом пришлось все снять и эту пестроту наводить. Мозаика с затиркой, то есть она достаточно долговечная. Если ей не мешать, она простоит лет сто.
Достойна внимания работа «Кряква» Галины ВЕРНЕР (Чебоксары). Мало того, что эта птица – символ города, Галина еще и использовала для ее изображения старую советскую смальту местного производства, собирала буквально по крупицам. Еще в ее работе можно найти фрагменты сусального золота.
А вот на панно «Черный коршун»творческой группы из Светлогорска Калининградской области сияет знаменитый калининградский янтарь.
– Я даже не ожидал, что будет так красиво и монументально, – поделился один из гостей открытия фестиваля, директор Омского департамента культуры Олег ФЕДОРЕНКО. – В России я такого проекта не припомню вообще. И все это находится в самом экологичном месте и в то же время в центре города. Думаю, омичам это понравится. Я сам сюда после работы часто заезжаю вечером. И теперь тут будет еще такой прекрасный арт-объект!
Хочется добавить: хорошо бы еще снабдить постаменты QR-кодами, чтобы можно было узнать побольше о каждом из авторов, о материалах и техниках, использованных в работах. Это достаточно интересная информация, и она может сделать отдых омичей более полезным и насыщенным.
Ну а фестиваль завершился мастер-классом, на котором все желающие выкладывали своих птичек – они составили фестивальную эмблему, и 26-е панно стоит теперь в центре композиции.
Мозаике не страшны ни дождь, ни снег, ни в большинстве случаев рука вандала, утверждают организаторы фестиваля. Поэтому будем надеяться, что «Омские птицы» поселились в городе действительно навсегда.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА