Все рубрики
В Омске среда, 22 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 73,2067    € 85,8568

В Омском драматическом театре «Галерка» появилась «Актриса»

26 мая 2021 16:09
0
1891

Спектакль с таким названием поставил художественный руководитель театра Владимир ВИТЬКО. Премьера состоялась на прошлой неделе. 

Для Владимира ВИТЬКО это возвращение к уже знакомому материалу и возможность поискать в нем новые мотивы. Пьесу Алексея ТОЛСТОГО «Кукушкины слезы» он ставил двадцать лет назад. Спектакль показался не слишком удачным, потому что в нем тогда доминировала некая фарсовость, продиктованная, видимо, актерскими особенностями исполнителей. Сегодня получается в полной мере лирическая комедия или – нежная комедийная мелодрама. И в ней поднимается не абстрактная, а вполне актуальная в наши дни тема – сложность семейного сосуществования представителей мира театра (шоу-бизнеса) и людей далеких от богемы.

Кстати, название не выдумано постановщиком, а взято у самого драматурга. «Актриса» назывался рассказ, на основе которого Алексей ТОЛСТОЙ написал пьесу «Выстрел», позже переименованную им в «Кукушкины слезы».

Героиня спектакля, провинциальная актриса Марья Петровна Огнева, несколько лет назад рассталась с мужем, состоятельным на тот момент помещиком Хомутовым. Он, видите ли, «выдумал» ревновать ее к партнерам и поклонникам. Теперь, устав от актерской кочевой жизни («А вы пешком от вокзала по грязи с чемоданом никогда не ходили?!»), она решила вернуться к мужу и стать добропорядочной помещицей. Он же к этому времени оказался крайне разорен. И «невероятная телеграмма» о приезде жены доставившему ее почтмейстеру кажется сюрпризом, а адресату – ударом. Теория относительности в действии.

Спектакль затягивает в себя еще до начала, когда на открытой сцене видишь мост через пруд, утопающий в зелени, чудесную веранду с балконом (сценография Светланы ПУЗЫРЕВОЙ). Листва шелестит от легкого ветра и, кажется, где-то даже квакают лягушки. Первым из дверей появляется решатель чужих проблем Дмитрий Иванович Яблоков, аппетитно прихлебывая что-то из тарелки. Артем САВИНОВ невероятно хорош в роли Яблокова. Это настолько плут, авантюрист, бестия, он готов ужом вертеться, продвигая свои хитроумные прожекты. И ведь какая сила убеждения у человека! Впрочем, не для себя старается – для друзей, сводя интересы всех в одну точку. Хотя где-то все-таки прихватить сумму малую не прочь, надо же иметь хоть какое-то вознаграждение.

Почтмейстер Шавердов (Дмитрий ЦЕПКИН) тоже колоритнейший персонаж, говорящий сплошными афоризмами. Именно эта пара придумывает и воплощает в жизнь идею пустить пыль в глаза гостье: устроить банкет с цыганами, «спонсированный» местным богачом Давыдом Давыдовичем Бабиным (Михаил СИНОГИН), выдать чужое имение за мужнино. Аргумент в пользу такой «потемкинской деревни»: «Когда губернатор приезжал, насажали же мы искусственных деревьев на площади, и даже благодарность получили».

На фоне их деятельности Степан Александрович Хомутов (Евгений ВЛАСОВ) выглядит несколько инертным. Он постоянно находится в роли ведомого, а всплески собственной активности незначительны. Понятно, что ему и тошно, и горько, и стыдно – он внутренне противится обману. И вновь начинает ревновать, когда Давыд Давыдович допускает вольность по отношению к его Маше. То, что, защищая жену, он способен на поступок, похоже, становится для нее открытием. Интересно, кстати, что у ВЛАСОВА и СИНОГИНА уже сложившийся дуэт соперников: в «Бесприданнице» один из них играл Карандышева, а другой – Паратова. Да и пистолет между ними появляется второй раз.

Громче выстрела звучат слова героини: «Что вам дались эти три дня?! Я бросила сцену и приехала к мужу навсегда!» Вот тут и рассыпается декорация, выстроенная сердобольным окружением Хомутова. И беспомощные, раздавленные обстоятельствами, все остаются лицом к лицу с реальностью.

Екатерина ЛАТЫПОВА в роли Марьи Петровны Огневой – еще одна бесспорная удача спектакля. Вообще ЛАТЫПОВУ уже смело можно называть примой «Галерки». Ее героиня – актриса, которая играет постоянно, примеряя на себя разные образы. «Здравствуй, милый дом!» – восклицает она, поглаживая стены «своей» усадьбы. В этом узнается Раневская из «Вишневого сада». «В Баку тоже меня принимали…» – начинает она через минуту. И это уже Аркадина. Даже осознав, что костюмы ее распроданы, на карьере поставлен крест, а идти ей некуда, она еще продолжает вести кукую-то игру, предлагая Бабину стать ее антрепренером. «Егозливо разговариваете», – замечает он. «Егозливо», – соглашается Марья Петровна, кажется, наконец, расставаясь со своей маской.

«Пьеса Алексея ТОЛСТОГО хороша тем, что в ней есть что играть актерам: тут и жизнь, и слезы и любовь. А также отношения и характеры, – рассказал на предпремьерной пресс-конференции Владимир ВИТЬКО, объясняя свой выбор драматургии.– Она хороша персонажами – несуразными, нелепыми, нескладными, смешными, трогательными, наивными. Но за них переживаешь очень, и хочется, чтобы все у них было хорошо».

Выход находится неожиданно просто. «Решено – ты поступаешь на сцену!» – говорит Огнева мужу, когда внезапно получает из Иркутска приглашение на сезон с двумя бенефисами. Только оказавшись по одну сторону рампы, супруги смогут понять друг друга, утратить эгоизм и жить общими интересами – вывод, который можно сделать из этой театральной истории. Но хорошо было когда-то, когда можно было вот так, вдруг, «поступить на сцену». Впрочем, это возможно и сегодня, особенно если кто-то из членов семьи уже одной ногой в шоубизе.

Фото © Омский драматический театр «Галерка»



Комментарии через Фейсбук
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Возвращались из ссылки декабристы»

Прасковья УВАРОВА (1840 – 1924) – археолог, почетный член Петербургской АН, профессор Дерптского университета.

21 сентября 20:36
0
312

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.