Выставка анималистического искусства с таким названием посвящена Году экологии в России.
Выставку «Звери. Птицы. Рыбы» накануне торжественно открыли директор музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА и представитель группы компаний «Титан» Мария ПОГРЕБНАЯ.
Глава министерства культуры Омской области Юрий ТРОФИМОВ, поздравляя присутствующих, подчеркнул:
— Дорогие друзья, сегодня я очень волнуюсь, потому что открываю в родном музее первую выставку в роли гостя. Выставка эта готовилась давно. Я её ждал. Тема животного мира тонкая, добрая и очень нужная. Обязательно приду сюда с детьми. Отмечу две важные особенности выставки. Важно, что выставка нацелена на программу «Интерактивный музей», которую музей развивает и воплощает в жизнь. Экспозиция адресована разным посетителям. А во-вторых, это очередной проект, совместный с группой компаний «Титан». Это сотрудничество даёт региону, омичам, несколько успешных проектов в год.
В экспозицию вошли произведения из разных фондов музея – живописные и графические работы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства. Ряд работ экспонируется впервые.
Один из аспектов выставки — исторический. Вся экспозиция — наглядный рассказ о том, как менялось отношение человека к животному миру в разные исторические периоды, и какое отражение эти перемены нашли в произведениях искусства.
Выставка состоит из четырёх тематических разделов – «Звериный след», «Сказка и быль», «Звериного художества мастера», «Заметки о животных».
Куратор проекта Ольга ГАЙДУК пояснила:
— Блок «Звериный след» посвящен первобытному творчеству. Здесь показаны археологические памятники Омского Прииртышья, прорисовка петроглифов, обнаруженных на территории Хакасии. Представлены подлинные произведения древних художников, археологические артефакты и работы современных художников (например, Сергея АЛЕКСАНДРОВА, Владимира БУГАЕВА), обратившихся к эстетике древнего мира и пытающихся приблизиться к трактовке образа зверя нашими предками. В этом разделе мы разместили интерактивный объект — «оленный камень», повторяющий рельеф алтайских петроглифов. К этому экспонату можно прикасаться руками. Его можно использовать во время экскурсий как учебный объект, как дидактический материал.
Блок «Сказка и быль» объединяет произведения искусства, созданные по мотивам народных сказаний и легенд. В экспозиции можно увидеть традиционную дымковскую, филимоновскую игрушку, работы именитых книжных иллюстраторов, а также декоративные скульптуры зверей Дмитрия ГЕРЦЕНА и работу Олега ГОВОРКОВА «В поисках утраченного».
Кроме того отдел педагогики создал для самых маленьких посетителей фотозону и интерактивное пространство «Гнездо» с книгами о животных. В той части зала, где находится «Гнездо», звучат аудиозаписи голосов разных животных и птиц.
Раздел «Звериного художества мастера» повествует о появлении в XVII веке анималистики как жанра и заостряет внимание на особенности изображения зверей и птиц русскими и европейскими художниками XVIII–XIX веков. В основу творчества этих художников легло подробное изучение пластической анатомии животных — строение тела животного и постоянные наблюдения за ним. В связи с этим сразу вспоминаются имена отцов анималистики Альбрехта Дюрера, Джорджа Стабса (автора труда «Анатомия лощадей», основоположника иппического жанра, воспевающего красоту лошадей) и русских художников Александра Швабе, Николая Сверчкова. Внимание зрителей в экспозиции, безусловно, привлечёт редкий не морской пейзаж Ивана Айвазовского «Стадо овец» (1858 г.), где знаменитый маринист тщательно прописал портрет каждого животного, запечатлев характеры. Великолепна работа «Птичий двор» (1680-е) художника Мельхиора де Хондекутера, одного из лучших голландских анималистов. Особо интересны в этом блоке керамическое блюдо «Сельская глина» с натуралистическим изображением земноводных, скульптура левретки и деревянное навершие балюстрадной опоры «Геральдический лев». Интересно, что этот «Лев» атрибутирован был совсем недавно научным сотрудником музея Игорем ГЛАЗОВЫМ. Кстати, со слов куратора, в ходе подготовки к выставке был атрибутирован ещё один экспонат — «Соболь» Ивана Ефимова (1930-е годы, бумага, литографический карандаш).
Объёмный раздел «Заметки о животных» включает в себя графику и скульптуру мастеров XX–XXI веков – Валентина СЕРОВА, Василия ВАТАГИНА, Никиты ЧАРУШИНА, Юрия ВАСНЕЦОВА, Евгения РАЧЕВА и других. Восторг и умиление зрителей всех возрастов вызвала витрина с фарфоровыми статуэтками скульпторов Дулёвского фарфорового завода (Асты БРЖЕЗИЦКОЙ, Алекся СОТНИКОВА) и Ленинградского фарфорового завода (Павла ВЕСЕЛОВА, Василия ВАТАГИНА, Бориса ВОРОБЬЁВА). Приятно было прочесть на этикетках, что многие из этих экспонатов переданы в дар музею из частных коллекций сотрудников музея и друзей музея — Асты БРЖЕЗИЦКОЙ, Ивана ГОЛЬСКОГО, Людмилы БОГОМОЛОВОЙ, Елены КОГУТ и других. А некоторые экспонаты — дары посетителей музея, сделанные через витрину-копилку.
Проект масштабный, объединяющий разные эпохи, разных художников. У каждого художника свой путь к анималистике, истоки интереса к теме разные. У каждого своя образная основа творчества, свой взгляд на интерпретацию животного, свой уникальный почерк, но их всех роднит любовь к живой природе, талант видеть в ней красоту красок, линий, форм и стремление выразить свою любовь.
Музей ждёт посетителей выставки во Врубелевском корпусе по адресу ул. Ленина, 3.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ