Выставку к 100-летию творческого объединения «Червонная тройка» открыли стихами МАЯКОВСКОГО и МАРТЫНОВА.
Сто лет назад в Омске произошло знаковое событие – состоялась первая выставка художественно-литературной группы «Червонная тройка», единственного на тот момент в Сибири художественного объединения авангардного (футуристического) направления.
Вдохновленные московским примером, конкретно обществом «Бубновый валет», трое молодых художников: Виктор УФИМЦЕВ, Николай МАМОНТОВ и Борис ШАБЛЬ-ТАБУЛЕВИЧ – объединились в творческую группу, будоражащую провинциальное общество новейшими художественными экспериментами. К ним подтянулись литераторы – это был вольный союз, основанный на дружеских контактах. В эпатажном названии «Червонная тройка» нашли отражение и связь с «Бубновым валетом», и цвет революционной эпохи, и число организаторов группы.
Свою первую выставку омские футуристы провели в мае 1921 года, намеренно в одно время с экспозицией учебных работ худпрома, в качестве дерзкой альтернативы. Это ознаменовало приход авангарда в Омск. К 100-летию события в Центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка «В будущее прыжок!».
Перед открытием, неожиданно и экспрессивно, выступили молодые актеры омского Центра современной драматургии. Под концертино Виссариона ШЕБАЛИНА они прочли стихи Владимира МАЯКОВСКОГО, Леонида МАРТЫНОВА в духе выступлений 1920-х годов. Кстати, прозвучало и стихотворение «Приказ по армии искусства», содержащийся в котором призыв: «Довольно шагать, футуристы, в будущее прыжок!» – дал идею для названия выставки.
– Наверное, вот так же дерзко, рьяно в художественное пространство города ворвались три молодых художника, три автора, которые собрались в творческое объединение под вызывающим именем «Червонная тройка», – сказала после этого директор музейного центра Фарида БУРЕЕВА. – Проект, который мы представляем сегодня, – это дань памяти и уважения тем самым славным, дерзким, молодым, которые внесли огромную лепту в становление омского искусства XX столетия и сыграли большую роль в формировании процессов художественной школы Омска. Этот проект является продолжением большого, кропотливого, ответственного труда, который был начат сорок лет назад. И замечательно, что к этой теме обратились тогда студенты художественно-графического факультета Омского педагогического института. С курсовой работы Валентины ДОЛГИХ начался путь изучения творчества художников омского авангарда, омского футуризма.
В юбилейную экспозицию вошли около 100 живописных и графических произведений из собраний Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Государственного историко-краеведческого музея, «ОТП Банка», частных коллекций. Здесь можно увидеть работы художников «Червонной тройки», рисунки поэта Леонида МАРТЫНОВА и писателя Антона СОРОКИНА, благодаря которому они сохранились. Многие работы уже знакомы зрителям по выставкам прошлых лет, ряд живописных полотен молодых новаторов они увидят впервые.
С отъездом из Омска в 1923 году МАМОНТОВА и УФИМЦЕВА (ШАБЛЬ-ТАБУЛЕВИЧ годом раньше поступил в московский ВХУТЕМАС) история краткого, но чрезвычайно яркого периода в культурной жизни города закончилась, однако творчество художников успешно продолжалось. И сегодня на выставке демонстрируются многочисленные живописные и графические работы МАМОНТОВА и УФИМЦЕВА 1920-х – 1950-х годов из коллекции Музея имени М.А. Врубеля, частных собраний Омска и Москвы. Они раскрывают особенности личной и творческой биографии художников.
– К 100-летию «Червонной тройки» мы решили показать не только ранний период, но и так называемый «прыжок в будущее» – то, как развивалось творчество художников дальше, – говорит куратор выставки старший научный сотрудник Музея имени М.А. Врубеля, хранитель советской и современной живописи Людмила БОГОМОЛОВА. – По счастливому стечению обстоятельств, мы имеем возможность представить здесь не только работы из наших коллекций, но из замечательного собрания Елены Владимировны ПОДДУБСКОЙ (Москва). Это потрясающие произведения Николая МАМОНТОВА, Виктора УФИМЦЕВА – с его самаркандского периода и до последних лет жизни. А благодаря нашему омскому коллекционеру Константину Владимировичу ГЛУЩЕНКО зрители могут увидеть автобиографические рисунки УФИМЦЕВА 1924–1925 годов. На щитах в зале мы разместили стихи поэтов, находившихся в очень тесной дружеской связи с художниками «Червонной тройки». Тема игральных карт обыграна в инсталляции, автором которой является сотрудник музея Евгений ГРУЗДОВ. Вот так, общими усилиями, мы попытались передать дух эпохи и, надеемся, что он окажется близким для многих.
Экспозиция получилась яркая – с обилием фантастических сюжетов (характерных для футуризма), пряных восточных тем. Интересно, что у Николая МАМОНТОВА встречается много холстов, где работы размещены с обеих сторон. Видимо, художник делал это из экономии. Изображения обратной стороны транслируются сейчас на цифровой панели.
Выставка «В будущее прыжок!» будет работать до 4 июля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ