Все рубрики
В Омске воскресенье, 19 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9873    € 98,7776

Дмитрий ШАДРИН, "Производители должны закладывать в инвестиционный проект статью расходов на сети"

5 июля 2004 13:48
0
1293

— Дмитрий, как получилось, что после окончания университета вы решили заняться торговлей? В принципе, высшее экономическое образование давало вам возможность окунуться в другую сферу.

— Еще будучи студентом третьего курса мы с моим другом Виктором ШКУРЕНКО подались в коммерцию. В те годы торговлей занимались все. Торговали всем, начиная от жевательной резинки, заканчивая нефтью. Мы в этом омуте с другом тоже достаточно удачно плавали. В 1992 году нами было создано АОЗТ «Эридан», которое также занималось торговлей. Сначала мы продавали все подряд. Но в период с 1992-го по 1995 год торговый бизнес начал структурироваться. Постепенно люди начали завоевывать какие-то ниши: в нефтетрейдеры выделились те, кто имел доступ, это тогда было очень важно, кто-то остановился на торговле техникой. «Эридан» выбрал продукты питания. В период с 96-го по 1998 год мы успели достаточно хорошо поиграть на фондовом рынке и прилично на этом заработать. Деньги надо было куда-то вкладывать. На тот момент нам очень удачно подвернулся проект Wrigley. Так «Эридан» стал первым официальными дистрибьютором компании Wrigley в Омске. Можно сказать, мы стали пионерами дистрибьюционного бизнеса в нашем городе.

Работа с Wrigley научила нас технологиям прямых доставок товара, обеспечения большого количества клиентов, а их у нас на тот момент было столько, сколько в городе было торговых предприятий, способных реализовывать жевательную резинку. Но одной жевательной резинкой мы торговали не долго. Это сейчас зайти на рынок с какой-то дистрибьюцией очень сложно. Все стоящие контракты расписаны, а в магазинах очередь из торговых представителей. А на тот момент это было поле непаханное. И на костяк, который мы создали в течение года, стали наслаиваться другие контракты. Так мы стали дистрибьюционной компанией (до середины 1998 года «Эридан», а с середины1998 года компания «Соверен» — ред.), у которой сегодня подписаны контракты с такими производителями, как «Ригли», «Данон», «Пепси-Кола», «Вимм-Билль-Данн», «Сибирский берег» (сухарики «Кириешки»), «Нижегородский масложировой комбинат», «Сладко», «Юнелевер», ЭКЗ «Лебедянский» (соки «Я», «Фруктовый сад») и т.д. Сегодня по количеству заключенных контрактов мы являемся лидерами на оптовом продовольственном рынке, а по оборотам выходим в ведущую тройку.

— Когда возникла идея заняться розничной торговлей?

— Занимаясь обеспечением магазинов, мы сочли этот бизнес очень привлекательным. Как оптовики, мы брали на себя транспортные расходы, расходы по браку, по транспортировке, по доставке, на содержание штата экспедиторов, сборщиков заявок. С учетом всех этих затрат мы делали наценку на закупочную цену от 7 и, местами, до 30 процентов. Из этой маржи и вычитались все наши издержки. Владельцы розничных точек делали на привезенный нами товар наценку еще 25%. Это сейчас наценка регулируется, идет нормальное ценообразование. А тогда абсолютно на все была наценка 25%. Если честно, то мы просто позавидовали магазинам. Два года у нас зрела идея создания продовольственной сети. К 2001 году мы созрели.

— На тот момент опыта создания сетевого ритейла в Омске еще не было. Вы привлекали каких-то специалистов извне?

— Все делалось собственными силами. Прочитали массу литературы, прошерстили весь Интернет. Очень помогло экономическое образование. Заданные нами тогда параметры по вложениям, по отдаче почти совпали. Мы ошиблись на 10%. То есть доведение объекта до завершения строительства, доведение его до точки окупаемости и собственно окупаемость — все это обошлось нам на 10% дороже и дольше, чем мы рассчитывали. Мы учились на собственных ошибках. Сейчас, точно могу сказать, мы умеем планировать и исполнять поставленные планы.

— Какие планы у вас по дальнейшему освоению рынка?

— Сегодня у нас восемь магазинов, еще два строятся — оба откроются осенью. Возможно, к концу года сеть будет состоять из 13 магазинов.

— Одно из возможных мест появления «Нашего магазина» в торговом комплексе «Айсберг»?

— Переговоры с владельцами супермаркета «День и ночь», который расположен в «Айсберге», у нас уже давно закончились. Нам не удалось получить эту точку. Хозяева «Дня и ночи» либо предпочли другого преемника, либо оставили супермаркет за собою, на сегодня я этого не знаю. Но скажу, что мы не теряем надежды получить этот магазин. Кроме того, ведем переговоры с владельцами других торговых точек. Пока не буду говорить, с кем. Скажу только, что одни переговоры близки к завершению.

— Имея одновременно оптовое звено и розничное и являясь дистрибьюторами ряда крупных компаний, вы ощущаете с их стороны давление?

— Давления нет, есть предложение купить за такую-то сумму присутствие на наших полках наших магазинов. Бывали случаи, когда компании — поставщики по инерции воспринимали сеть супермаркетов и оптовую торговлю как одно целое. Уверяю вас, это совершенно разные структуры. С отдельными финансами, технологией, логистикой, персоналом. Есть масса примеров, когда на стеллажах «Наших магазинов» имеют преимущество товары от поставщиков, являющихся конкурентами нашего оптового звена, так как они предложили лучшие условия, и, я бы так сказал, лояльность покупателей супермаркетов мне важнее, чем прибыль оптового подразделения!

— Сегодня кроме омских ритейлеров на нашем рынке появилась питерская сеть «Пятерочка». Один из конфликтов, связанны с «Пятерочкой», — исчезновение, в частности, из сети «Наш магазин» продукции под ТМ «Дарина». Можно прокомментировать ситуацию?

— У нас нет конфликта с «Дариной». Сегодня происходят обычные конкурентные процессы, примеров которых в Омске я приведу много. Например, банк обслуживает фирму, а другая фирма, ее конкурент, обходит этот банк за три версты, хотя услуги и расценки этого банка гораздо качественнее и выгоднее. Это нормальный процесс. Я бы не хотел развития в Омске такого конкурента, как «Пятерочка», кое-что делаю, чтобы этого не произошло.

— Как вообще строится работа с производителями? Сколько стоит, чтобы попасть на полки «Нашего магазина»?

— Ничего особенно сложного нет. Откуда возникло вообще, возможно, осуждаемое, в первую очередь поставщиками, желание у сетей или крупных магазинов брать деньги за вход? Если бы магазины были в несколько раз больше, а полки резиновые, то была бы другая проблема — нам нужно было бы эти полки чем-то заполнить, и мы бы сами платили деньги поставщикам, чтобы они привезли нам ту или иную продукцию. Но у нас ситуация обратная.

Есть определенная, просчитываемая структура реализации. Например, закуски к пиву, которых огромное количество. Их доля в продажах магазина всего 1,6%. Соответственно, место из общей выкладки они должны занимать на полках 1,6%, ну, может быть, чуть больше. Лидеру по объему продаж на полке отдается предпочтение. Это — правило мерчендайзинга. Таким образом мы проявляем лояльность к своем покупателю. К примеру, появляется какой-то новый продукт. А потом еще и еще. Мы не можем поставить всю новую продукцию. Кто-то начинает предлагать деньги. Что, отказываться? Получается своеобразный тендер, который устраивают между собой сами же производители.

Мне как продавцу по большому счету все равно. Но раз их так много, я поставлю того, кто мне больше заплатит. И платят не только производители сухариков, а производители любого мало раскрученного товара. Нам невыгодно торговать неизвестной продукцией. Если его производители хотят быть представленными в торговых сетях, они должны включать в свои инвестиционные проекты расходы на сети.

Хотя в Омске эти процессы только начинаются. Все это есть в мелких масштабах, потому как сети мы еще мелкие.

— Насколько известно, холдинг — это не только оптовая и розничная торговля. Что еще?

— Мы являемся владельцами бани «Экстрим». В планах, проект находится в разработке, строительство оздоровительного комплекса на Левом берегу. В него помимо бани будет входить закрытый аквапарк, работающий круглогодично. Но этот проект осуществится в следующем году. В ближайших планах, а если быть точным, к октябрю мы планируем открытие современного фитнес-центра «Park-fitness», который расположится на площади 1 800 квадратных метров. На 400 квадратных метрах разместится тренажерный зал. Оборудование для него уже закуплено. Будут залы аэробики, хореографии, единоборств, индивидуальных тренировок. Кроме того, у нас в планах разместить тут же детский центр. Кстати, детское направление в центре будет выделено. Можно будет не быть членом фитнес-клуба, а просто привозить ребенка и отдавать его на обучение в наш детский центр. Здесь будут детские группы по разным методикам обучения — некий симбиоз системы Монтессори и традиционных образовательных программ.

Я люблю возиться с детьми и постараюсь придумать и воплотить такие программы, которые будут интересны детям всех возрастов.

— А работа по стольким направлениям оставляет у вас время на отдых, на своего ребенка?

— В рабочие дни вообще времени не остается на отдых. Семья поэтому немного возмущается. Но в выходные я стараюсь забыть про работу. Не всегда удается, правда. Как отдыхаю? Люблю выезды на природу. Причем в последнее время я заметил, что мне меньше нравится бывать в каких-то дорогих местах, за границей. Я предпочитаю на резиновой лодке, на каком-нибудь озерце просто посидеть с удочкой. Перезагрузка — полная. А вообще я считаю, что самый хороший отдых и для души, и для тела — это, скорее всего, ничего не делая связанного с работой, общаться с друзьями. Да, понимаю, смена занятий, спорт — хорошо. Но когда после той же игры в теннис собрались с друзьями в бане с кружкой — это самое классное завершение.


Дмитрий Юрьевич родился 3 августа 1972 года в Омске. В 1989 году после окончания школы № 14 поступил в Омский государственный университет на экономический факультет. В 1994 году окончил вуз по специальности «Управление производством». Еще учась на 3 курсе университета, вместе с компаньоном занялся коммерцией. В 1992 году они зарегистрировали АОЗТ «Эридан», которое занималось торговлей различными товарами народного потребления. В 1996 году компания «Эридан» стала официальным дистрибьютором в Омске американской фирмы Wrigley (производитель жевательной резинки). В 1998 году с компаньоном зарегистрировал ООО «ТД Соверен» (ЧП ШКУРЕНКО В.В.), специализирующийся на дистрибьюторской деятельности продуктов питания. В 2001 году под его руководством была создана сеть супермаркетов «Наш магазин».

Женат. Воспитывает сына.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.