Все рубрики
В Омске вторник, 30 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Игорь КОЖУХОВ: «В связи с новыми требованиями службы заказа такси вынуждены переходить на тарифообразование, основанное не на расстоянии поездки, а на времени. Оно напрямую зависит от пробок на дорогах»

4 февраля 2024 09:30
1
3314

По информации служб заказа легкового такси, в среднем стоимость на услуги поднялась на 30%. 

1 сентября 2023 года в силу вступил ФЗ-580 об организации пассажирских перевозок легковым такси. 6 декабря на круглом столе, организованном Комитетом по экономической политике Совета Федерации, обсудили состояние рынка таксомоторных перевозок в современных экономических условиях. В итоге выявлен ряд проблем, связанных с завышенными требованиями к участникам данного рынка. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО ознакомилась с рекомендациями круглого стола и узнала у заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Омской области Игоря КОЖУХОВА, как происходит внедрение нового законопроекта об организации перевозок такси в Омской области.

– Игорь Анатольевич, на ваш взгляд, какова основная цель изменений в федеральном законе?

– Закон легализует организацию пассажирских перевозок в сфере такси. Наводит порядок, определяет зоны ответственности участников данного рынка. Во-первых, он узаконил деятельность служб заказа легкового такси (так называемых агрегаторов). Теперь они несут полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный его жизни, здоровью, имуществу, а также вместе с перевозчиком-физлицом имеют субсидиарную ответственность по возмещению ущерба. Во-вторых, службы заказа легкового такси обязаны выполнять ряд обязательных требований, в том числе передавать заказы только лицам, имеющим разрешение. Это положительно влияет на легализацию рынка регулярных перевозок. В-третьих, закон предъявляет ряд требований к водителям такси, в частности, у них не должно быть судимости за тяжкие преступления, неуплаченных штрафов, медицинских противопоказаний. Это сделает перевозки более безопасными для пассажиров. Однако вынужден отметить: новые ограничения и требования косвенно повлияли на уменьшение объема предложений услуг по перевозке такси, что привело к росту стоимости проезда.

– Что конкретно изменилось в сфере такси в нашем регионе в 2023 году?

– Для жителей – практически ничего. Но, как я уже сказал, многие могут отметить, что стоимость проезда на такси несколько выросла. Когда мы обратились к участникам данного рынка, то они пояснили, что напрямую на стоимость проезда в такси данный закон не повлиял. В большей мере сказываются другие факторы – инфляция, подорожание ГСМ, ОСАГО и ОСГОП, запчастей, нехватка водителей, конкуренция и т. д. Стоимость проезда в такси зависит от спроса, от предложений на данный момент, от погодных условий, транспортной ситуации и других факторов.

– И как изменилась цена на перевозки в 2023 году?

– По информации служб заказа легкового такси, в среднем стоимость на услуги поднялась на 30%. Речь идет именно о среднем значении. Существенное влияние на стоимость оказывают два фактора. Первый – количество людей, желающих работать или подрабатывать водителем такси, ежемесячно уменьшается, в том числе из-за появления новых рабочих мест на рынке труда, нежелания получать разрешение. Второй фактор: в связи с новыми требованиями к службам заказа такси – не передавать заказы перевозчикам в случае превышения ими норм труда – агрегаторы вынуждены переходить на тарифообразование, основанное не на расстоянии поездки, а на времени. Оно, как вы понимаете, напрямую зависит от пробок на дорогах и может значительно увеличиться в час пик. Именно поэтому стоимость поездки по одному и тому же маршруту в разное время может разниться. Минтранс рекомендовал агрегаторам подумать о более сбалансированной форме тарифообразования.

– А что поменялось внутри системы такси?

– Раньше перевозчику выдавалось только разрешение на автомобиль, а теперь по федеральному законодательству все участники рынка (служба заказа такси, перевозчик и собственно транспортное средство) должны быть включены каждый в свой реестр. Если с 1 января по 31 июля 2023 года мы выдали всего 301 разрешение, то только в августе – 1780. На конец июля разрешения на перевозки в такси имело 1441 транспортное средство, а сегодня – 3221. По состоянию на 27 декабря в региональном реестре перевозчиков легковым такси содержатся сведения о 401 субъекте. Из них 28 – организации, 325 – индивидуальные предприниматели, 48 – самозанятые физические лица. В региональном реестре легковых такси значится 3480 транспортных средств. На самозанятых зарегистрировано по одному автомобилю, у ИП обычно по 1-2 машины. Индивидуальный предприниматель может быть и перевозчиком, и иметь зарегистрированный автомобиль, и взаимодействовать с одной или с несколькими службами заказа такси. В реестрах это все должно быть указано – привязка, кому принадлежит автомобиль, кто перевозчик, с какой службой заказа работает.

– После вступления в силу нового закона произошел отсев участников рынка?

– В ноябре Минтранс Омской области, используя сайт ФНС, сделал мониторинг данных о перевозчиках легковым такси в ЕГРИП, ЕГРЮЛ. В результате было аннулировано порядка 200 разрешений перевозчиков в связи либо с прекращением ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, либо ликвидации юрлица. При этом транспортные средства данных перевозчиков остались в реестре такси. Ожидаем, что большая часть лиц, у которых были аннулированы разрешения, вернется в региональный реестр перевозчиков в качестве самозанятых в первом квартале 2024 года.

– Что контролирует региональный Минтранс в сфере такси?

– У нас есть отдел по контролю за такси, который занимается выдачей разрешений и контролем. Мы собираем участников данного рынка, ведем разъяснительные беседы, определяем цели и задачи, выстраиваем политику в плане оптимизации служб такси, перевозчиков. Наши функции по контролю заключаются в том, что мы должны оценивать соблюдение перевозчиками, службами заказа, водителями обязательных требований. К транспортным средствам они одни, например, наличие шашечек, цветографической схемы на боку и т.д., к водителям – другие. У нас есть возможность проводить постоянные рейды: уже выстроены планы на 2024 год, определяются места. С января запланированы ежедневные проверки с участием ГИБДД.

Собрать всех водителей в министерстве возможности нет, поэтому мы приглашаем представителей крупных перевозчиков, служб заказов такси и проводим с ними работу и по соблюдению нового законодательства, и по повышению безопасности пассажирских перевозок, в том числе по фактам мошенничества с использованием водителей такси.

– Есть и такие?

– Да, пожилым людям звонят и рассказывают, что близкий человек попал в неприятную ситуацию и нужно передать в больницу вещи или деньги. Им объясняют, что сейчас приедет такси, водителю нужно отдать посылку. Как быть в этом случае таксисту? Вроде бы есть заказ и нужно ехать, но что делать в ситуации, когда заподозрил неладное? И мы на совещании объясняем, как действовать, куда обращаться.

– В Омске сейчас есть крупные перевозчики?

– А кого считать крупными? Это относительное понятие. В Омске есть перевозчики, у которых по 100, 200 и по 250 автомобилей. Из 401 перевозчика, думаю, порядка 10 можно назвать крупными, имеющими от 100 автомобилей. Организаций, у которых по 250 машин, четыре – ООО «Продвижение», ООО «Лига-Транс», ООО «Стимул» и ООО «Успех-55». Две последние (у них один владелец) сейчас удалились из перевозчиков и будут предоставлять автопарк, в котором суммарно около 500 машин, самозанятым. Таким образом, количество перевозчиков увеличится: вместо двух появится  500. Легализация сектора повысит доходность бюджета. Компании с большими автопарками будут переходить на работу с самозанятыми. Машины останутся в реестре за ними, а перевозки будут осуществлять физлица, с которых будет взиматься налог. По идее это должно привести к увеличению количества легально работающих и росту числа налогоплательщиков, а значит, и увеличению налоговой базы в целом.

– В регионе много федеральных перевозчиков?

– Они есть, но преимущественно у нас работают местные. Из федеральных – 3-4 московские компании, по одной питерской и волгоградской. Все они были внесены в реестр до 1 сентября 2023 года, т. е. до вступления в силу нового закона. В целом иногородних перевозчиков в Омске не более 10.

– В рекомендациях Комитета по экономической политике Совета Федерации указано: «На фоне снижения доступности автомобилей, роста стоимости их техобслуживания и запчастей, вступления в силу требований нового закона, проблем со страхованием и оттоком мигрантов из страны в отрасли сложился существенный дефицит водителей. На 1 декабря 2023 года он составлял порядка 80 тыс. человек». А какой дефицит кадров сегодня в омском таксомоторе?

– Недавно один из крупных перевозчиков рассказал, что у него на 150 автомобилей 125 водителей, т. е. не хватает порядка 17%.

– Что у нас с мигрантами в такси?

– Вопрос не в мигрантах. В законе указано, что перевозчик имеет право осуществлять свою деятельность только в регионе места жительства. Но водителем может быть трудоустроен любой гражданин. Недостаток водителей – общероссийская проблема. У нас безработица менее 3%, а это означает, что просто не хватает рабочих рук. Вопрос касается многих отраслей. У водителей такси работа непростая: нужно с каждым пассажиром уметь найти общий язык, и не сказать, что высокооплачиваемая, поэтому ощущается недостаток кадров.

– Какой сегодня средний заработок у водителя такси в Омске?

– Добросовестный таксист, который работает полный день, безаварийный, имеющий хороший стаж, получает до 90 тыс. рублей в месяц. Но таких, как вы понимаете, немного. Ведь проблема не только в отсутствии кадров, но и в нехватке квалифицированных, дисциплинированных водителей, которым можно доверить автомобиль и пассажиров.

– А требование к отсутствию судимости у водителей такси серьезно повлияло на отток кадров?

– Мы не отслеживали динамику данного вопроса. Но сейчас, когда перевозчики, самозанятые подают в наше министерство заявление на работу, то в том числе предоставляют справку об отсутствии судимости. Мы также можем отреагировать, если получим информацию о судимости уже действующих водителей.

– Часто такое случается?

– Пока не было. Перевозчику в этом случае грозит аннулирование разрешения на работу, водителю – штраф. Закон о перевозках такси сейчас только в стадии становления. Обычно такие серьезные документы долго дорабатываются. Мы уже несколько совещаний провели со службами заказа, с крупными перевозчиками. Наша задача – организовать их, объяснить, как нужно проводить работу с людьми, подводить их к решению регистрироваться самостоятельно или заключать договор с перевозчиками. И уже видим результаты. В последнюю неделю декабря к нам поступало по 30-40 заявлений в день на регистрацию автомобилей и самозанятых перевозчиков. Для сравнения: в ноябре мы выдавали всего по 5-7  заявлений. 

– Схема, когда человек работает таксистом утром, когда едет на работу, и вечером, возвращаясь домой, после вступления в силу нового закона уже не работает?

– Она         может действовать, если водитель зарегистрируется как самозанятый. Службы заказа просто не будут передавать заказы нелегалам. Это требование существовало и раньше, но поскольку службы заказа находились не в правовом поле, у них таких обязанностей не было. Сейчас ситуация изменилась. Они должны работать только с водителями, имеющими разрешения, и неважно, постоянно они работают или подрабатывают два часа.

– Сколько сегодня в Омске  агрегаторов?

– Девять, из них федеральных – 4. Это «Яндекс», «Максим», «Drivee», «Таксовичкоф» (он омский, но уже работает в нескольких регионах). Теперь они наряду с перевозчиками несут ответственность перед пассажирами за безопасность, за аварии.

– Если обязанностей у них стало больше, то, наверное, и число сотрудников увеличилось, а значит, должна и стоимость вырасти?

– Нет, там все процессы автоматизированы. У них как был определенный процент от заказа, так и остался.

– Таксисты-нелегалы сейчас в Омске есть? Кто их ловит и наказывает?

– Требования о наличии разрешения действует с 2011 года, поэтому нелегальные перевозчики были и до 1 сентября 2023 года. Это те, кто привык работать втемную и пока не определился – легализоваться или прекращать деятельность. Конечно, одномоментно службы заказа такси всем нелегалам отказать не смогут, чтобы не вызвать в городе ненужный транспортный коллапс, но потихоньку они эту работу проводят. Необходимо время, чтобы все встало на свои места.

– Если нелегал везет пожилую женщину, его останавливают, а он утверждает, что это его бабушка, как вывести его на чистую воду?

– Если пассажир не даст показания, что оплатил поездку, будет сложно доказать. Но у нас есть определенная практика для таких случаев. Мы уже умеем их выявлять и доказывать вину. Но вдаваться в подробности не буду.

– В материалах по итогам круглого стола в Совете Федерации указано, что на 1 декабря в 18 субъектах РФ не принято ни одного необходимого нормативно-правового акта, в 42 изданы законы, определяющие лишь полномочия по реализации разрешительной и контрольной деятельности, и только в 25 приняты все необходимые региональные нормативно-правовые акты для реализации нового закона. К какой группе относится Омская область?

– Да, это статистика Совета Федерации. Мы входим в 25 субъектов, где действуют все нормативно-правовые акты для исполнения данного закона.

– Одна из проблем, которая обсуждалась на этом круглом столе, – дополнительные требования, которые принимаются на уровне регионов. Они касаются, в частности, среднего возраста автомобилей такси. Какое решение приняла Омская область по вопросу? Будут у нас дополнительные требования к такси?

– Действительно, законодательство разрешает на уровне регионов принимать определенные требования, в частности, по экологическому классу, цветовой гамме транспортного средства и ряду других требований. Но мы пока не планируем их устанавливать. На данном этапе хочется, чтобы все перевозчики вошли в рамки закона. Если мы начнем нагружать их дополнительными заданиями, например, перекрасить машину в желтый цвет, для них это будет накладно. К экологическому классу пока тоже требований не выставляем. Смотрите: добавим цвет – количество машин уменьшится, добавим экологический класс – и что останется? 500 машин на миллионный город?

– В районах области есть свои перевозчики?

– Да, есть перевозчики в Седельникове, Таре, в Калачинске. И в основном они местные. Но 98% перевозчиков работают в Омске.

– Каких изменений ждать от сферы такси в 2024 году?

– Думаю, закон будет доводиться до совершенства. Уже появилась правоприменительная практика, стали видны пробелы. Они будут устраняться. Совет Федерации подготовил набор рекомендаций. Возможно, произойдет смягчение требований или отдаление сроков вступления их в силу.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 января 2024 года.

Фото © правительство Омской области



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Омич 5 февраля 2024 в 12:27:
,,В связи с новыми требованиями..." и дальше бла бла бла...Игорь Кожухов, всё это больше похоже на сговор картельный на рынке данных услуг, сейчас то понятно что на этом рынке в городе работает 2 — 3 основных игрока которые и заказывают музыку... а это интервью прямой отсыл в УФАС Омской области для проведения проверки этих самых 2-3 о сговоре.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.