В качестве одного из доводов владельцы маршруток указали письмо мэра Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО, опубликованное на сайте «Коммерческих вестей»
Вчера, 28 декабря, ООО «Город» и индивидуальный предприниматель Михаил ФЕДОРОВ обратились с заявлением в управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области с заявлением на администрацию города Омска. Как утверждают владельцы газелей, маршруты которой мэрия волевым порядком ликвидирует со следующего года, городские власти таким образом пытаются ограничить конкуренцию на дорогах, дабы мунициапльный транспорт в отсутствии конкуренции мог зарабатывать больше. Напомним, что предыдущая попытка опротестовать это решение в суде окончилась неудачей. Традиционно «КВ» приводит документ целиком без изъятий и контрибуций.
ЗАЯВЛЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства
Общество с ограниченной ответственностью "Город" является перевозчиком по муниципальному маршруту №322 "Красноярский тракт – МСЧ-9" на основании договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования № 345 от 01.04.2013 г., заключенного по итогам открытого конкурса на срок до 31 марта 2019 г., на маршрут заявителю была выдана карта маршрута регулярных перевозок, маршрут внесен в реестр муниципальных маршрутов.
Индивидуальный предприниматель Федоров Михаил Викторович является перевозчиком по муниципальному маршруту №73 "Пос. Чкаловский — ул. Стрельникова" на основании договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования № 349 от 01.04.2013 г., заключенного по итогам открытого конкурса на срок до 31 марта 2019 г., на маршрут заявителю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, маршрут внесен в реестр муниципальных маршрутов.
Данные конкурсы проводились на основании решения Омского городского Совета от 14.11.2012 г. № 71 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска".
После принятия Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – №220-ФЗ) Постановлением Администрации г. Омска от 15 июня 2016 года № 735-п утвержденДокумент планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска (далее – документ планирования).
Подпунктом 1 пункта 5 документа планирования предусмотрено на первом этапе (2016 год) осуществление мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети.
Подпунктом 2 пункта 6 документа планирования установлено в рамках оптимизации городской маршрутной сети проведение мероприятий по отмене и изменению муниципальных маршрутов в соответствии с приложениями № 1 и 2 к документу планирования.
Приложением №1 к документу планирования установлен перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок, подлежащих отмене. В данном перечне указаны маршруты №322 и №73Н, по которым осуществляют перевозки заявители.
Уведомлением №ИС-ДТ/1332, датированным 22.06.2016 г., департамент транспорта Администрации города Омска проинформировал заявителя об отмене маршрута №322 с 01.01.2017 г. на основании документа планирования перевозок и досрочном расторжении договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования с указанной даты.
Уведомлением №ИС-ДТ/2242, датированным 14.09.2016 г., департамент транспорта Администрации города Омска проинформировал заявителя об отмене маршрута №73Н с 27.03.2017 г. на основании документа планирования перевозок и досрочном расторжении договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования с указанной даты.
В соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска (утв. Постановлением Администрации г. Омска от 29.03.2016 №376-п) целями подготовки документа планирования являются:
1) повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения города Омска по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска (далее — муниципальные маршруты);
2) определение направления развития регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на среднесрочную перспективу;
3) повышение инвестиционной привлекательности регулярных перевозок по муниципальным маршрутам за счет создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска.
Пункт 5 указанного Порядка предусматривает, что документ планирования содержит:
1) цели и задачи развития регулярных перевозок по муниципальным маршрутам;
2) перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, в том числе направленных на установление, изменение и отмену муниципальных маршрутов.
Пунктом 3 самого документа планирования установлены цели развития регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска:
1) повышение качества транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска;
2) эффективность и безопасность транспортного обслуживания населения города Омска с учетом социальных, экономических и экологических факторов;
3) оптимизация городской маршрутной сети;
4) эффективное использование бюджетных средств при организации транспортного обслуживания населения.
Абзац второй подпункта 2 пункта 6 предусматривает отмену и изменение муниципальных маршрутов "в соответствии с приложениями N 1 и N 2 к настоящему документу планирования регулярных перевозок с целью сокращения дублирования маршрутов и исключения экономически неэффективных и невостребованных муниципальных маршрутов".
Вместе с тем, заявители полагают, что указанные цели при составлении приложения №1 (Перечень муниципальных маршрутов, подлежащих отмене) Администрацией города Омска не преследовались, фактическипринятиедокумента планирования с приложением №1приводит к ограничениюконкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок г. Омска.
Более того, перечень маршрутов, указанный в приложении №1 документа планирования, специально формировался с целью ограничения конкуренции, создаваемой частными перевозчиками (в т.ч. заявителями), муниципальным пассажирскимпредприятиям г. Омска.
Подтверждением указанных обстоятельств выступает следующее.
1. При подготовке документа планирования ни Администрацией города Омска, ни Департаментом транспорта города Омска как органом, ответственным непосредственно за подготовку проекта документа планирования, не проводилось исследование экономической эффективности отменяемых маршрутов, данные об экономической эффективности у перевозчиков не запрашивались, сопоставление маршрутов по экономической эффективности не производилось, отнесение маршрутов к экономически неэффективным не производилось.
Фактически отменяемые маршруты являются рентабельными, экономически эффективными.
2. При подготовке документа планирования ни Администрацией города Омска, ни Департаментом транспорта города Омска как органом, ответственным непосредственно за подготовку проекта документа планирования, не проводилось исследование пассажиропотока на отменяемых маршрутах, не устанавливались критерии невостребованных маршрутов, отнесение маршрутов к невостребованным не производилось.
Подтверждением могут выступить сведения, приведенные в интервью директора Департамента транспорта Администрации г. Омска от 29.11.2016 г. изданию БК55.ru, согласно которым последнее изучение пассажиропотока производилось тольков 2008 г.
3. Действительной целью принятия документа планирования с приложением №1 является увеличение доли пассажирских перевозок муниципальными пассажирскими предприятиями и получение ими дополнительных доходов за счет устранения конкурирующих перевозчиков.
Указанный вывод следует, во-первых, из того, что "объявленные" цели отмены маршрутов Администрацией города Омска при принятии документа планирования в действительности не исследовалась и не соблюдалась (как уже указано выше). При этом под отмену попали только маршруты, на которых действуют немуниципальные перевозчики, ни один муниципальный маршрут, на котором осуществляют перевозки муниципальные пассажирские предприятия города Омска, по документу планирования отмене не подлежит.
Во-вторых, данное обстоятельство прямо указывается главой Администрации города Омска в письме от 14.12.2016 г. №Исх-АГ/07-6209 (письмо также опубликовано в СМИ "Коммерческие Вести", см. статью "Документ: с омских дорог убирают 500 маршруток, чтобы муниципальные автобусы смогли зарабатывать", доступна по ссылке http://kvnews.ru/news-feed/88242). В частности, на листе 7 указанного письма (абз. 4,6) указывается следующее (цитата):
"С целью увеличения доли пассажирских перевозок предприятиями ГПТ документом планирования с января 2017 года запланированы мероприятия по сокращению 28 дублирующих муниципальных маршрутов регулярных перевозок, на которых в настоящее время организована работа порядка 500 транспортных средств.
В результате мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети увеличится пассажиропоток в транспортных средствах, в том числе в муниципальном транспорте, что позволит пассажирским предприятиям получить дополнительные доходы порядка 150 млн. руб. в год и улучшить их финансовое состояние."
Что именно в указанном письме понимается под "предприятиями ГПТ" расшифровывается на листе 3 письма (абз. 6):
"Муниципальные пассажирские предприятия города Омска и Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (далее — предприятия ГПТ) осуществляют регулярные перевозки по регулируемым тарифам по 74 маршрутам".
ОАО "ПАТП №2" является открытым акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит Муниципальному образованию-город Омск, согласно сведениям, размещенным на официальном портале раскрытия информации данного ОАО. Следовательно, муниципальные пассажирские предприятия города Омска и ОАО "ПАТП №2" образуют группу, контролируемую Администрацией города Омска.
Таким образом, основной целью принятия документа планирования в части приложения №1 являлось увеличение доли пассажирских перевозок муниципальными пассажирскими предприятиями города Омска и Открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (100% муниципальная собственность), получение ими дополнительных доходов в размере порядка 150 млн. руб., за счет устранения конкурирующих перевозчиков иных форм собственности посредством отмены части муниципальных маршрутов, на которых осуществляется деятельность только частных перевозчиков.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ"О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно статье 3 ФЗ "О защите конкуренции" распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать актыи (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" установлены признаки ограничения конкуренции, к которым, в числе прочего, относится "сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке".
По мнению заявителей, принятие документа планирования в части приложения №1 преследовало целью ограничение конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, контролируемых Администрацией города Омска, на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок г. Омска.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства являетсязаявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 1, 3, 4, 15, 39, 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заявители просят:
1. Возбудить производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства по настоящему заявлению.
2. Признать принятие Администрацией города Омска Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденногоПостановлением Администрации г. Омска от 15 июня 2016 года № 735-п, в части Приложения №1 к документу планирования нарушающим Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с ограничением конкуренции данным актом.
3. Вынести предписание Администрации города Омска об устранении нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством отмены приложения №1 к Документу планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденному Постановлением Администрации г. Омска от 15 июня 2016 года № 735-п.
4. Привлечь должностных лиц, виновных в нарушении Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", к установленной законом ответственности.
Приложения:
1. Копия Постановления Администрации г. Омска от 15 июня 2016 года № 735-п.
2. Копия договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования № 345 от 01.04.2013 г.
3. Копия Уведомления №ИС-ДТ/1332 от 22.06.2016 г.
4. Копия договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования № 349 от 01.04.2013 г.
5. Копия Уведомления №ИС-ДТ/2242 от 14.09.2016 г.
6. Копия публикации от 29.11.2016 БК55.ru.
7. Копия письма от 14.12.2016 г. №Исх-АГ/07-6209.