Куй железо пока горячо.
После финансово-экономического кризиса 1998 года фармацевтический рынок области претерпел серьезные изменения. В одночасье рухнули сложившиеся механизмы поставок медикаментов, разорились десятки фирм и предприятий, договоры между производителями и поставщиками стали «филькиной грамотой». К примеру, если до кризиса через фирму «Медэкспорт» турецкая компания «Дэвафарм» поставляла в Омск недорогие дженерики (воспроизведенные копии дорогостоящих западных аналогов лекарств) на сумму до 800 тысяч долларов в год, и этот механизм был отлажен с 1995 года, то после кризиса турки вообще ушли с российского рынка. Такое же решение приняла и швейцарская «Новартис», имевшая в докризисное время большой объем продаж через местного дистрибьютора «Фармэкс». Оптовики «Вестфарм», «Логос», «Омтор-Ипкофарм», получив разрыв ликвидности, так и не справились с ударом. Финансовый кризис и по ним прошел гусеничным трактором. В то же время резко снизилась платежеспособность населения. Цены на медикаменты подскочили, ассортимент импортных и отечественных лекарств сжался как шагреневая кожа. В итоге для большинства омичей лекарственная помощь стала практически недоступной.
Однако кризис в некотором смысле послужил толчком к энергичным действиям местных розничных предпринимателей. В то время как государство, пытаясь сохранить свои экономические интересы, выстраивало вертикаль товаропроизводящей среды и реорганизовывало собственную аптечную сеть, поменяв правовой статус аптек из «предприятий» в «некоммерческие организации в виде аптечных учреждений», коммерческие структуры активно открывали на территории области аптечные магазины, пункты, киоски. И уже в 2000 году расклад сил в этом секторе экономики стал явно в пользу заведений негосударственной формы собственности. Из 258-ми аптек — 117 коммерческих, 113 государственных, остальные — на балансе больниц и ведомств. Аптечные пункты представлены 164 госучреждениями и 167 коммерческими. Сокрушительный приоритет коммерсантов особенно заметен в количестве вновь открытых аптечных киосков: государственных — всего 43, негосударственных — 299, плюс семь коммерческих аптечных магазинов.
Явный количественный перевес, конечно же, отнюдь не означает, что и объемы продаж находятся в тех же пропорциях. К примеру, крупнейшая в городе государственная аптека № 101 на улице Маяковского по объему реализованного в месяц товара, безусловно, даст фору сотне аптечных киосков, принадлежащих какому-нибудь ЧП. Такова реальность.
Лучше оптом, чем в розницу
Упорные слухи о том, что фармацевтический рынок по криминальности стоит на втором месте после нефтяного, специалистами отвергаются напрочь. Здесь пока удается вести бизнес цивилизованно, хотя никто не скрывает, что деньги крутятся немалые, периодически случаются разборки по переделу собственности и рынков сбыта. По оценкам журнала «Эксперт» за последние пять лет «кровавых эксцессов» не наблюдалось. В Москве вообще — целина непаханая, спрос на лекарства там пока опережает предложение. На 25 тысяч москвичей приходится всего одна аптека. В столичной мэрии подсчитали, что как минимум еще 1000 аптек можно открыть дополнительно, а пока «спальные» районы Москвы обслуживают передвижные «аптеки на колесах».
В регионах в массе своей местные и национальные дистрибьюторы уживаются мирно. Комитетом по лицензированию деятельности в здравоохранении администрации Омской области выдано около 140 лицензий на право оптовой торговли лекарственными средствами. Довольно впечатляющая цифра на самом деле не отражает участие обладателей лицензий в реальном рынке. Среди них есть те кто, имея лицензию, оптом не занимается в силу каких-то причин. Выделяются из общего числа предприниматели, закупающие товар исключительно для своей розницы, — они вообще не имеют доли на оптовом рынке и не влияют на общий расклад. Есть также оптовики, которые «ведут» только одну группу товаров или вообще одно наименование. К примеру, в Омске известен оптовик, специализирующийся исключительно на поставках корвалола. Конкуренты не рассматривают их как оптовиков в широком смысле слова. Как правило, у таких предпринимателей нет ни прайс-листов, ни широкой клиентской базы.
А вот московские фирмы «Протек», «СИА Интернэшнл», «Инвакорп-Фарма» ведут на нашей территории вполне «взрослую» игру. Их объем оптовых продаж в совокупности составляет более 800 тысяч долларов в месяц. Не дремлют и ближайшие соседи. Две новосибирские фирмы-оптовики «Россибфармация» и «Катрен» с общим оборотом в пределах 300 тысяч долларов в месяц занимают в Омске свою нишу. Как видите, местным оптовикам есть с кем конкурировать в этом секторе рынка. Государственный монстр в лице производственного предприятия «Фармация» обеспечивает товаром государственную сеть аптек и лечебных учреждений. Крупнейшие из коммерческих «Фармэкс» и «Медэкспорт» реализуют товар на сумму до 700 тысяч долларов в месяц. Кстати, после кризиса 1998 года омская компания «Фармэкс» осталась, пожалуй, единственным конкурентоспособным региональным дистрибьютором: сегодня ее общие складские площади, в том числе в Новосибирске, Иркутске и Тюмени, составляют шесть с половиной тысяч квадратных метров.
Что касается розничного рынка, то здесь конкуренция проявляется гораздо жестче. Омские фирмы «Наследие», «Юнифарм», «Фармаком», «Натурпродукт», «Ипко-Фарм» имеют до десяти и более торговых точек. На общем фоне выделяется «Мадлена». Ее владелец Ольга ШАКИРЗЯНОВА располагает в Омске более чем 40 торговыми точками. По мнению Елены Богдашиной, руководителя сети аптек торговой марки «Здрава» (16 — в Омске и 4 — в Новосибирске), именно конкуренция должна привести к той практике, которая давно устоялась в мировом фармацевтическом рынке, — переходу от вакханалии лотков, аптечных пунктов и киосков к полноценным, отвечающим высоким международным стандартам аптекам. На Западе розничный рынок на 60 процентов представлен именно сетями аптек: в единую сеть может входить до трех тысяч аптек.
Сергей МИЛЮТИН, акционер ЗАО «Аптека „Здоровье“ (семь аптек в Омске), считает, что нынешняя ситуация с мелкорозничной сетью на местном рынке меняется: сейчас аптечных точек больше закрывается, чем открывается. Причина — в ужесточившейся конкуренции. МИЛЮТИН называет ситуацию последних двух лет, связанную с бурным ростом числа аптечных киосков и пунктов, „искусственным офсайдом“: устоявшаяся клиентура стационарных аптек рассосалась по киоскам из-за того, что последние добились права отпускать лекарства по рецептам. » В целом же фармрынок уже сейчас стоит на пороге перехода количества в качество, — говорит МИЛЮТИН. — Под давлением экономических законов с рынка со временем будут вымываться некачественные услуги, все сомнительные аптечные розничные учреждения будут закрываться. Количество перейдет в качество."
Конечно, административными методами никто не вправе запретить работу аптечных киосков и пунктов. Эта розничная сеть пока работает рентабельно. Но, по мнению экспертов нашей газеты, жизнь сама подведет к тому, что лекарственное обеспечение перейдет на более качественный уровень, произойдет правильное позиционирование аптечного учреждения на рынке, то есть аптека перестанет быть просто «магазином» и начнет, наконец, решать проблемы пациентов, нести ответственность за результаты их лечения, займется профилактикой болезней.