А не банкрот ли молочный завод «Омский»?
Большого нагоняя от комиссии не получил практически никто из приглашенных директоров организаций. А присутствовали на нем руководители ФГУП «Омский приборостроительный завод им. Козицкого», ПО «Полет», ОПОГАТ-2, ОАО «ПКФ „Евросервисмебель“, ОАО „Завод молочный “Омский» и председатель правления Союза строителей. Правда, по поводу некоторых предприятий у комиссии были вопросы.
Мэра Евгения БЕЛОВА, например, заинтересовало: не банкрот ли молочный завод «Омский»? Ведь по результатам проведенной на предприятии проверки получается, что завод разваливается. За 9 месяцев текущего года на предприятия снизились объемы производства. Загрузка мощностей — 10%. Численность работающих снизилась со 160 до 100 человек. Задолженность по зарплате — 98 тысяч рублей. А средняя заработная плата на заводе (январь-сентябрь 2001 года) составила 476 рублей в месяц, что в 3,5 раза меньше, чем по отрасли.
На вопрос ответил вице-губернатор Андрей ГОЛУШКО. Он пояснил, что предприятие вовсе не разваливается, просто руководство нашло лазейки в законодательстве. Как покажут реальную зарплату работников и увеличат ее размер, так все станет на свои места и по мощностям, и по объемам производства. Генеральному же директору завода Левику МАНУКЯНУ поставили задачи уже в декабре повысить зарплату до среднего по отрасли уровня, а за октябрь показать реальный размер заработной платы работников предприятия.
Для флагмана ничего не жалко
Недоумение же по поводу большой дифференциации по зарплате — до 40% — на омском приборостроительном заводе им. Козицкого высказал председатель экономического комитета администрации Омской области Виктор МАХНЕВ. Исходя из этих данных он предположил, что на предприятии нет квалифицированных работников. Директор завода Владимир ДЕРЕЧА заверил, что квалифицированные специалисты на предприятии есть. Дифференциация по зарплате существует из-за недостатка средств на повышение зарплаты тем же кладовщикам. За октябрь средняя зарплата на заводе составила 2 165 рублей. До конца года она возрастет до 2,5 тысячи рублей, несмотря на существующую задолженность по заработной плате в размере 6,5 млн. рублей. По словам Владимира ДЕРЕЧИ, повысить уровень оплаты труда будет возможно благодаря увеличению числа заказчиков и росту объемов производства.
Андрей ГОЛУШКО порадовался за предприятие и сказал, что с приборостроительного завода надо брать пример, как работать в сложных экономических условиях. Впрочем, и с ПО «Полет» тоже (правда, на нем есть задолженность по зарплате на сумму 17,5 млн. рублей), поскольку предприятие также наращивает объемы производства. Что касается уровня оплаты труда, то к концу года средняя заработная плата в производственном объединении составит 3 тысячи рублей.
А вот за флагмана в отрасли транспортных грузоперевозок, каковым вице-губернатор назвал ОПОГАТ №2, Андрей Иванович расстроился. За два последних года объемы оказываемых организацией услуг возросли на 35%. Но связано это не с увеличением числа заказчиков, а с ростом тарифов. Доля зарплаты на предприятии от объема услуг составляет всего 10,1%, а ее средний уровень равен 1 427 рублям, что ниже, чем по отрасли. Более того, в ОПОГАТ-2 большая текучесть кадров.
Сложившуюся ситуацию Андрей ГОЛУШКО назвал временным недорозумением и поставил перед генеральным директором ОПОГАТ-2 Артуром БРАЙДТОМ задачу увеличить с декабря 2001 года зарплату на предприятии до трех тысяч рублей. Директор высказал опасение о невозможности выполнения такой задачи, так как дебиторская задолженность в ОПОГАТ-2 составляет 21 млн. рублей. 5,1 млн. рублей предприятию задолжал Омскавтодор. ГОЛУШКО заверил БРАЙДТА, что до конца года погасит часть задолженности государственного предприятия «Омскавтодор» перед ОПОГАТ-2 на сумму два млн. рублей.
Поскольку Омскавтодор является генеральным подрядчиком Территориального дорожного фонда, то деньги на погашение задолженности будут выделены, видимо, из ТДФ, а не из областного бюджета, который, кстати, задолжал фонду 940 млн. рублей (см. «КВ» от 7 ноября 2001 г.) И еще. Сейчас в ГП «Омское областное дорожно-эксплуатационное предприятие автомобильных дорог „Омскавтодор“ идет процесс реорганизации, после которого оно не будет выполнять подрядных работ.
Европейский сервис на русский манер
Несмотря на довольно плачевное положение дел, сложившееся в ОАО „Евросервисмебель“, его генеральный директор Геннадий ИВЧЕНКОВ пообещал комиссии увеличить с декабря 2001 средний уровень зарплаты на предприятии до трех тысяч рублей. Сейчас в ОАО задолженность по заработной плате 1,6 млн. рублей. За девять месяцев текущего года убытки акционерного общества составили 7,5 млн. рублей. Численность рабочих уменьшилась по сравнению с 2000 годом в два раза. По словам Геннадия ИВЧЕНКОВА, такая ситуация связана с тем, что бывшее руководство не учло затраты на теплоэнергию, не производило ремонт помещений предприятия. Более того, когда акционерное общество только открылось, его учредители планировали вложить в АО инвестиции, но так и не сделали этого. За два года с момента образования предприятия оно проработало только шесть месяцев.
Сейчас акционерное общество стараются поставить на ноги. Руководство разработало бизнес-план, нашло заказчиков. Учредители начали гасить долги по зарплате.
С не послушными разговор будет отдельный
Что касается повышения зарплаты в организациях, входящих в Омскую региональную общественную организацию Союз строителей, то, как известно, еще 9 ноября на общем собрании представители Союза приняли решение об увеличении зарплаты своим работникам в два раза. Об этом председатель правления Союза строителей Николай ЛИЦКЕВИЧ и сообщил комиссии. Правда, он также сказал, что у 30% строительных организаций размер зарплаты ниже, чем в среднем по отрасли.
ГОЛУШКО же объявил о своем намерении пригласить в декабре на комиссию руководителей тех строительных организаций, где зарплата ниже средней по отрасли. И поручил экономическому комитету администрации области составить список таких предприятий и направить его в Управление федеральной службы налоговой полиции РФ по Омской области и в Управление министерства по налогам и сборам РФ по Омской области.