А для богатых есть гольф-клубы
— Иван Дмитриевич, совет директоров НАУФОР принял решение кардинально пересмотреть стратегию развития ассоциации на 2002 год. На чем будет сосредоточено внимание НАУФОР в будущем?
— Сегодня в НАУФОР состоит свыше 700 компаний. Это чуть меньше половины от общего числа организаций, имеющих лицензию на операции с ценными бумагами. Все они решают одну и ту же задачу — привлечь клиента. За каждого желающего вложить деньги в акции идет острая борьба брокеров. В этих условиях НАУФОР имеет дополнительные возможности обеспечить своих членов самым нынче дефицитным, но остро необходимым ресурсом — клиентами.
— Каким образом?
— Деньги будут давать тому, кому доверяют. Членство в НАУФОР будетгарантией надежности брокера.
— Вы все чаще говорите о том, что НАУФОР является «объединением лучших на фондовом рынке». Многие региональные компании воспринимают это как противопоставление крупных московских брокеров провинциальным компаниям. НАУФОР действительно станет элитным клубом, открытым только для самых богатых?
— Никакой дискриминации в этом лозунге нет. НАУФОР объединяет прежде всего профессионалов независимо от того, где они работают — в Москве, Вологде или Омске, а для «просто» богатых существуют другие места — гольф-клубы, яхт-клубы и т.п. В НАУФОР компании предъявляют друг другу более высокие требования, чем обычно. И ассоциация открыта тем фирмам, которые готовы соответствовать этим требованиям. Значительная их часть — региональные компании. Профессионализм и доказанная опытом работы успешность позволяют отнести их к элите.. Члены НАУФОР — это 85-90% всего бизнеса на рынке ценных бумаг.
Мы приложим максимум усилий, чтобы региональные участники не чувствовали себя ущемленными. Прежде всего мы планируем более частые и регулярные мероприятия в регионах по актуальным аспектам бизнеса, привлекая для диалога с брокерами и налоговые службы, и инвесторов, и промышленные предприятия. Будет инициирована работа по анализу законопроектов, а их в следующем году, прямо или косвенно затрагивающих наш бизнес, в Госдуму поступило 37. Естественно, что все значимые мероприятия, проходящие в Москве с участием НАУФОР, будут доступны нашим региональным членам. Кто не сможет присутствовать лично, будет обеспечен стенограммой всех выступлений. Будет продолжено развитие консультационной службы — она больше всего востребована именно региональными участниками.
В следующем году мы качественно изменим подведение итогов с определением лучших представителей фондового рынка. Значительное место в номинации «Элита фондового рынка» будет отведено региональным компаниям. Они этого заслуживают.
Еще одна новация года грядущего — сеть клубов инвесторов. Мы хотим организовать площадки для общения широкого круга частных инвесторов с брокерами — членами НАУФОР.
— Но все равно получается, что компании, не являющиеся членами НАУФОР, станут своего рода изгоями фондового рынка...
Каждый делает свой выбор самостоятельно. Но изгоев не будет. НАУФОР готова будет предоставить все свои ресурсы не только своим членам, но и остальным — за деньги. Так что не только изгоев не будет, но и халявщиков тоже.
Конечно, проблему «безбилетника» мы полностью решить не сможем. Например, результатами нашего лоббирования в Госдуме будут пользоватьсявсе участники рынка. Однако преимущество членов НАУФОР будет в том, что о планируемых изменениях они узнают раньше, будут вовлечены в подготовку этих изменений, а значит, быстрее своих конкурентов смогут перестроиться. Я уже не говорю, что в одиночку с задачами лоббирования в органах госвласти просто не справиться.
— Есть ли у НАУФОР уже конкретные планы, по лоббированию интересов профессионалов фондового рынка?
Я уже упоминал о 37 законопроектах. Среди них поправки в Налоговый кодекс, в законы «О рынке ценных бумаг»,«О несостоятельности (банкротстве)», новый законопроект «О срочном рынке», «Об индивидуальных инвестиционных схемах», «Об электронно-цифровой подписи», «О бухгалтерском учете» и так далее. Многие уже на подходе, многие уже обсуждаются.
Кроме того, я считаю, что есть что совершенствовать и в нормативных актах ФКЦБ России — регулятора фондового рынка. Не все удовлетворяет участников. Мы хотели бы еще раз обратить внимание Комиссии на новые требования к собственному капиталу. Я оцениваю их как излишне жесткие по отношению крегиональным компаниям
Заболев можешь лечиться и сам, но...
— Вы сказали, что фокус усилий НАУФОР будет направлен на борьбу за клиента. Что, с точки зрения частного инвестора, желающего вложить свои сбережения в акции эффективных российских предприятий, может предложить брокер — член НАУФОР в отличие от брокера, не входящего в вашу ассоциацию?
— Борьба за клиента — это прежде всего борьба за его доверие. Уровень доверия крайне низок. До сих пор это отголоски МММ, «чар» и «хопров» разных мастей. В то же время рынок ценных бумаг отличается изначально повышенным риском, но и выигрыш здесь может значительно превосходить, скажем, банковские проценты. Кроме того, как и при болезни, можешь сам лечиться, но требуется время, чтобы стать специалистом, а можешь сразу обратиться к врачу-специалисту. Так вот именно влияние риска «диагноза неквалифицированного врача» и можетбыть сегодня сведено к нулю фактором членства в НАУФОР. Нами разработана система защиты инвестиций в ценные бумаги, включающая в себя создание специального фонда, а также технологию формирования добровольного пула страхования профессиональных рисков.
Кроме того, в следующем году мы собираемся представить своим участникам эффективные правила работы с клиентами. Правила позволят исключить конфликты между брокерами и их клиентами, так как будут понятны и доступны клиентам, исполнимы и не требующими больших издержек брокеров. Опыт показывает, что основная причина конфликтов — непонимание друг друга. Правила будут способствовать установлению доверия между клиентами и брокерами к их взаимной выгоде.
— Предположим, я как частное лицо хочу вложить свободные средства в какие-нибудь ценные бумаги, скажем, акции Газпрома. НАУФОР может помочь мне выбрать самого лучшего брокера по соотношению цена/качество?
— Членство в НАУФОР — важный, но не единственный критерий при выборе брокера. НАУФОР способна сделать самое главное — предоставить инвестору исчерпывающую для принятия решения информацию о наших членах. Кроме базы данных, к которой будет иметь доступ потенциальный клиент, качественное развитие получит система рейтингования. Рейтинг надежности — интегральный показатель, который может использоваться инвесторами. В следующем году мы предложим индивидуальный рейтинговый аудит, который позволит более объективно оценить брокера. Первыми процедуру прохождения индивидуального рейтинга пройдут на добровольной основе региональные компании. Кроме того, мы запланировали введение в оборот рейтинга банков, участников фондового рынка. Создана и приступила к работе рабочая группа по формированию методики такого рейтинга, учитывающего особенности банковского бизнеса. Отдельно будут формироваться региональные рейтинги, более удобные для региональных инвесторов. Весь процесс мы будем активно освещать в прессе и центральной и региональной.
— Все эти проекты требуют серьезного финансирования. Как НАУФОР будет решать эту проблему и насколько сильно это может ударить по карману профессиональных участников, являющихся членами ассоциации?
— Действительно, проекты требуют серьезного финансирования. Источник в НАУФОР один — членские взносы, поэтому, естественно, вся тяжесть финансирования ложится на плечи наших членов. Но для определения «много или мало» необходимо учитывать ряд факторов. Что получает профучастник взамен? Насколько полезны продукты, предлагаемые НАУФОР? Существуют ли аналоги и сколько они стоят у конкурентов? Профучастник будет выбирать, разместить ли ему самостоятельно платную рекламу своей компании или совершенно бесплатно увидеть свою компанию в рейтинге НАУФОР на страницах СМИ, получить консультацию у специализированной компании (от 25 до 150 долларов в час) или бесплатно проконсультироваться через НАУФОР, иметь бесплатный доступ к СКРИН (без лишней скромности — лучшей на сегодня информационной системе распространения корпоративной информации) или подписаться на информацию через другие информационные агентства (стоимость такой подписки в агентстве АК&M, например, составит не менее 600 долларов в месяц). Я не говорю уже о затратах на лоббирование... Делая выбор, профучастник может поинтересоваться также, каковы расценки на «бесплатные услуги» НАУФОР для компаний, не являющихся членами ассоциации, и как велики скидки (а это от 10% до 75%!) для членов НАУФОР на платные услуги информационно-аналитического учебного центра, такие как обучение по различным профессиональным программам, подготовка к сдаче экзаменов на аттестаты ФКЦБ, участие в конференциях и т.п.
Бизнес умеет считать и подвержен эмоциям в последнюю очередь. В целом, по нашим оценкам, компания, пользующаяся всем спектром наших услуг, экономит на членстве в НАУФОР свыше 10 000 долл. в год. А членство в НАУФОР и предоставление всех перечисленных выше продуктов и возможностей НАУФОР обойдется от 3 100 до 6 100 долларов в год в зависимости от набора лицензий, а значит, и размера бизнеса. При этом размер членского взноса рассчитан исходя из общего количества членов на декабрь месяц. Если нас будет больше, то и нагрузка на каждую, отдельно взятую компанию, соответственно, будет меньше.




