Равный среди первых
В настоящий момент в России более 2000 банковских учреждений. Хотя такое их количество, по мнению большинства экспертов, является чрезмерным, тем не менее нет ни одного банковского учреждения, которое могло бы называться универсальным. Почему? Проблема в том, что большинство банков работает в собственной финансовой нише, стараясь не соприкасаться с рынком банковских услуг. Поэтому основной стратегией таких банковских учреждений является не расширение спектра услуг, а поиск состоятельных корпоративных клиентов, как правило, государственных или аффилированных с государством.
По мнению председателя совета директоров ОАО «Альфа-Банк» Михаила ФРИДМАНА, подобная стратегия может завести в тупик банковское сообщество, поскольку зависимость от одного или даже нескольких крупных клиентов серьезно ослабляет конкурентоспособность банка на финансовом рынке. Альфа-Банк придерживается иной стратегии — максимальной диверсификации бизнеса. Иначе говоря, пытается развивать свой бизнес в направлении универсального банка.
Что такое универсальный банк? Это банковское учреждение, которое предлагает своим клиентам максимально широкий спектр финансовых услуг. Конечно, прежде всего это коммерческие услуги, которые всегда предлагает традиционный коммерческий банк (обслуживание корпоративных клиентов и физических лиц, кредитование), но плюс к этому обязательны инвестиционные банковские услуги, управление активами, страховые услуги и так далее.
К универсальности подталкивает и макроэкономическая ситуация в стране и в мире. Последнее время на финансовых рынках многих стран сложилась тенденция слияния финансовых учреждений в мегаструктуры, в которые на правах составных частей входят коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании. Именно по такому принципу возник, к примеру, американский консорциум «Сити-групп». Универсальный банк — это тот вектор, который был некоторое время назад выбран в качестве основного направления развития Альфа-Банка, и, по утверждению Михаила ФРИДМАНА, подобная стратегия себя полностью оправдывает.
Альфа-банк заметно продвинулся вперед в направлении универсальности и его дальнейшее развитие на все ближайшие годы руководство банка связывает именно с постоянным расширением спектра предоставляемых финансовых услуг. А успех связывают с узнаваемым и устойчивым брэндом Альфа-Банка, который за многие годы работы на российском финансовом рынке уже зарекомендовал себя в качестве надежного партнера.
Итоги уходящего года
Правильность выбранной стратегии развития лучше всего характеризуют некоторые итоги уходящего года, с которыми журналистов ознакомил первый заместитель председателя правления банка Евгений БЕРНШТАМ. Если начать с экстенсивной части, то можно заметить, что Альфа-Банк за этот год открыл 10 новых офисов (один в Москве и девять в регионах). И сегодня в общей сложности уже функционируют 75 филиалов и дополнительных офисов Альфа-Банка по всей России и в странах СНГ, не считая представительств в Нью-Йорке, Лондоне и дочернего банка в Амстердаме.
Что касается интенсификации бизнеса, то, по словам Евгения БЕРНШТАМА, положительным итогом можно выделить сегментирование клиентского бизнеса. И теперь все клиенты банка поделены на три обособленные части: крупные клиенты, средние региональные клиенты (Москва рассматривается как отдельно взятый регион) и ритейл, который включает малые корпорации и физические лица. Сегментация была не самоцелью, а лишь средством для того, чтобы каждый клиент банка, в каком бы филиале он ни обслуживался, мог получить полный комплекс современных и технологичных банковских продуктов на уровне мировых стандартов.
Понятно, что если работа с крупным клиентом требует индивидуального подхода, то работа со средним региональным бизнесом это прежде всего построение системы, то есть разработка и внедрение универсальных комплексных продуктов, которые позволяют добиться преимущества во всех без исключения ритейлах. Сегодня, по словам Евгения БЕРНШТАМА, банком выделены 24 вида банковских продуктов, которые предлагаются клиенту в одном офисе, поэтому, не выходя из офиса банка, клиент теперь может полностью удовлетворить все свои потребности в банковском обслуживании.
Все это позволило Альфа-Банку сохранить лидирующие позиции во всех сегментах финансового рынка, повысить устойчивость и конкурентоспособность. На сегодняшний день банк охватывает в среднем 7,6 % всего российского рынка банковских услуг (в различных регионах эта цифра колеблется от 4 до 18 %). В целом по банку на 30 % возросла клиентская база, а число клиентов на сегодняшний день превышает 30 000. Депозитная база в этом году достигла 2 млрд. долларов, а кредитный портфель превысил отметку в 1,5 млрд. долларов. Если пересчитать в процентном отношении, то депозитная база Альфа-Банка возросла приблизительно на 80 %, в то же время, по данным информационных агентств и Центрального банка, этот показатель в среднем по рынку не превышает 15 %.
По словам первого заместителя правления банка Андрея КОСОГОВА, устойчивое положение Альфа-Банк занимает на рынке инвестиционных услуг, корпоративных финансов и управления активами. Собственный оборот банка по торговле акциями превысил за этот год 1,5 млрд. долларов. В этот году было завершено создание клиентской системы по торговле ценными бумагами через Internet, в которой на сегодняшний день имеется около 500 активно действующих клиентских счетов и еще около 10 000 счетов просмотровых. В текущем году банк принимал участие в выпуске облигаций ряда крупнейших российских компаний — ОАО «Алроса», ОАО «ТНК», ОАО «СИБУР» и ряда других на общую сумму порядка 10 млрд. рублей. Также выступал консультантами ряда крупных корпоративных сделок. В частности, консультировал ОАО «ТНК» по приобретению 84 % акций ОАО «Сиданко» и Связьинвест по вопросам слияния региональных Электросвязей, а также консультировал приобретение консорциумом инвесторов контрольного пакета акций публичной американской компании «Голден Телеком».
Цели стали ближе
Задача, которую ставит себе Альфа-Банк, — быть, как минимум, в тройке лидеров в каждом сегменте рынка, на котором работают инвестиционные и коммерческие банки. Без преувеличения можно сказать, что на рынке, к примеру, «пластика» Альфа-Банк прочно удерживает лидирующие позиции. Сегодня банком эмитировано 215 тысяч карт (из них 202 тысячи карт международных платежных систем), а в планах на ближайших два года увеличение числа эмитированных карт до 700 тысяч штук, где преимущество по-прежнему будет отдаваться международным картам.
Понятно, что простым расчетно-кассовым обслуживанием уже невозможно достигнуть больших результатов, поэтому Альфа-Банк, по словам Евгения БЕРНШТАМА, делает ставку на предоставление сложных продуктов, таких как лизинговые операции, торговое и проектное финансирование, что подразумевает предоставление, в первую очередь, инвестиционных кредитов. Как положительную тенденцию хотелось бы отметить и постепенное перераспределение инвестиционных потоков из Москвы в регионы, которое за последний год заметно все сильнее.
В этом году Альфа-Банк начал новый проект, который станет существенной частью стратегии становления универсального банка. По словам директора по развитию розничного бизнеса и заместителя председателя правления банка Мачея ЛЕБКОВСКИ, розница — один из самых стабильных сегментов банковского бизнеса во всем мире и есть основание считать, что Россия в этом ряду не станет исключением. Развитие розничного обслуживания в банке связывают с внедрением новых информационных технологий, в том числе с возможностью использования самой демократичной коммуникационной сети Internet.
Преимущество нового розничного проекта, как считает Мачей ЛЕБКОВСКИ, не только в его высокой технологичности, но и в том, что процесс получения банковского продукта будет обходится клиенту гораздо дешевле. Следовательно, большее количество предприятий малого бизнеса получат доступ к недорогим кредитным ресурсам. А малый бизнес, как признано во всем мире, — это двигатель национальной экономики. В начале следующего года банк рассчитывает начать построение физической инфраструктуры розничного бизнеса.
В целом же российская банковская система, как отметил в итоге президент ОАО «Альфа-Банк» Петр АВЕН, хотя и относится к наиболее развитым сегментам нашей экономики, тем не менее еще не выполняет роли стимулятора экономического роста, которая отводится, к примеру, банковскому сектору в мировой экономике. Поэтому, с точки зрения аккумулирования финансовых ресурсов, у Альфа-Банка сегодня огромный потенциал роста, как и у российской банковской системы вообще.
Мачей ЛЕБКОВСКИ, заместитель председателя правления ОАО «Альфа-Банк»:
— В первую очередь, мы добавим так называемое многоканальное обслуживание. То есть клиент сможет совершать трансакции и на расстоянии, используя, к примеру, телефонные каналы и персональный компьютер. Более того, сегодняшние банковские технологии позволят создать банк, который уместится в обычном мобильном телефоне. И если у клиента есть такой телефон, то он сможет получить весь спектр услуг, не заходя при этом в офис банка. Такая система управления позволит существенно снизить затраты на обслуживание клиентов при сохранении высокого качества обслуживания, что позволит, в свою очередь, снизить расценки на оказание услуг. Без сомнения, это значительно повысит и конкурентоспособность банка и позволит со временем занять существенную долю розничного рынка, потеснив основного конкурента — Сбербанк.
Евгений БЕРНШТАМ, первый заместитель председателя правления ОАО «Альфа-Банк»:
— Взаимоотношения с региональной властью заметно изменились. Во всяком случае в тех регионах, где представлены филиалы Альфа-Банка. Если раньше власти считали, что банк откачивает деньги из региона, и пытались разговаривать на уровне «а то отключим газ и тепло», то сегодня мышление меняется. Губернские власти потихоньку осознали, что, когда крупный банк заходит на территорию, он становится резидентом и налогоплательщиком, создает рабочие места и инвестирует деньги в экономику региона. И это подтверждается цифрами, кстати. Мы инвестируем в региональную экономику гораздо больше, чем привлекаем там денег.