Понятно, что атака спецназа произшла бы в любом случае, она отнюдь не была спонтанной и неожиданной. В зале уже были «жучки» и, возможно, мини-телекамеры. Необходим был лишь повод для операции. И он нашелся. Судя по первому, еще не причесанному варианту рассказа по одному из центральных телеканалов сотрудницы Интерфакса Ольги ЧЕРНЯК, оказавшейся в числе заложников, один из мужчин в зале не выдержал, сорвался и прямо по спинкам стульев побежал, крича, к сцене. В него и стреляли, убив и ранив тех, кто на свою беду оказался рядом с бегущим. То есть целенаправленного расстрела заложников не было. Потом этот рассказ сократили, и можно было понять, что ни с того ни с сегопреступники будто бы начали стрелять. Я не в оправдание террористов говорю. А в подтверждение того, что штурм был подготовлен. Не этого, так другого. Никакой другой исход был бы невзможен политически. Об этом четко сказал и Юрий ЛУЖКОВ во «Временах» у ПОЗНЕРА. Было принято именно политическое решение, а не какое-то иное. В ином случае и рейтинг президента, и рейтинг России упал бы вниз.
Понятно, что из ситуации с заложниками каждая политическая сила как внутри страны, так и за рубежом попытались выжать все возможное. США, выступив с осуждением террористов, тонко намекнули, что взамен неплохо бы поддержать их в позиции по Ираку. Президент Ирака Саддам ХУСЕЙН, в свою очередь, тоже отмежевался от акта террора, намекнув, чтобы Россия не торопилась прислоняться к дяде Сэму. В центре внимания оказались лидеры СПС Борис НЕМЦОВ и Ирина ХАКАМАДА, а вот Григорий ЯВЛИНСКИЙ пролетел фанерой и теперь попытается вытащить какие-то политические дивиденды из своего неучастия. Президент Владимир ПУТИН, как и после взрывов домов в Москве, значительно поднял свой рейтинг и упрочил свои античеченские позиции в мировом сообществе, сразу же (грамотно, но весьма толсто) начав связывать захват заложников с мировым террористическим движением. Пусть это цинично, но это естественно. Впереди — выборы, и до них надо попытаться хоть как-то решить вопрос с Ичкерией.
То есть московская трагедия, как на первый взгляд незаметная волна цунами в океане далеко от берега, будет иметь существенные последствия для России как страны и ее президента. Корреспонденты «КВ» попытались выяснить мнение омских политиков об этих последствиях (см. стр. 15)). Однако ответы — увы — были не очень-то аналитичны. Впрочем, конечно,значительно легче рассуждать после событий, чем во время оных.
Несомненный плюс получил на прошедшей неделе губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Он выступил перед депутатами с бюджетным посланием (см. стр.3). Причем не в зале Законодательного собрания, а в новом зале администрации области. Правда, ничего существенного он так и несказал. Кроме обещания поднять среднюю зарплату по области до 5-5,5 тысячи рублей к IV кварталу 2003 года, то есть после того, как его изберут губернатором на очередной срок.
В кулуарах ждали более революционной речи.Поговаривали о возможном формировании правительства Омской области. Но такого заявления не произошло. Однако Леонид Константинович провел массированную атаку на избирателей, выступив по ГТРК «Иртыш» в «Губернаторском часе», и по омскому радио в передаче «Откровенно с губернатором». Причем изрядно переполошил ведущую последнюю, заявив, что выступает «последней раз на этом радио». Зампред ГТРК «Иртыш», похоже, тотчас же связала эту фразу со слухами о том, что ее непосредственный начальник Александр БЕЛАШ параллельно возглавил некое ОАО «Омское радио».
Губернатор четко и ясно высказался по поводу чеченских террористов.
Зато очень невнятно на фоне победоносного губернатора выглядело Законодательное собрание. На собственной сессии депутатам пришлось сходить сначала в зал администрации области, потом возвращаться в свой собственный, который Леонид Константинович посчитал недостойным своей речи. Более того, на сессии даже словом никто не обмолвился о ситуации с заложниками в Москве. Депутаты даже не подумали о возможности пригласить руководителей ФСБ, УВД, ГО и ЧС и подробно пора спросить их публично, все ли в Омске в порядке с противостоянием угрозе терроризма. Похоже они сами не считают себя политиками.
Еще один плюс эксперты поставили вице-губернатору Виктору ШРЕЙДЕРУ. Если судить по телевизионным картинкам на омских каналах, то вполне может сложиться впечатление, что мэр Омска — Виктор Филиппович, а не Евгений Иванович.
Александр АНТРОПЕНКО одержал очередную победу над РЭК, увеличив отпускные тарифы Омскэнерго (подробнее см. на стр.7).