Косвенные методы
Понятно, что рейтинг популярности любого эмитента можно рассчитать лишь на основе данных биржевых торгов, но 99% омских эмитентов в силу разных причин пока не входят в листинг ни одной российской биржи. Оценить потенциал внебиржевого рынка ценных бумаг — задача сложная. Тем не менее косвенные методы оценки существуют. «КВ» уже неоднократно рассказывали об информационном портале СКРИН «Эмитент», на котором НАУФОР все последние годы аккумулировала финансовую информацию, необходимую всем участникам фондового рынка.
Рейтинг популярности омских компаний базируется на известном тезисе, что интерес к информации об эмитентах проявляют люди на фондовом рынке далеко не случайные. В первую очередь, это инвесторы, как состоявшиеся, так и потенциальные, и профучастники фондового рынка. Специализированные ресурсы не привлекают рядовых пользователей и поклонников интернет-серфинга. В общем, проанализировав обращения пользователей СКРИН «Эмитент», можно с известной долей вероятности оценить популярность среди инвесторов ценных бумаг различных омских компаний, то есть их инвестиционную привлекательность. В основе предлагаемого рейтинга специалистами НАУФОР положен анализ процентной доли обращений пользователей СКРИН «Эмитент» к конкретному эмитенту в общем количестве обращений к информации об омских эмитентах в течение 2001 года.
Информации не бывает много
Мы надеемся, что данные этого рейтинга станут источником полезных сведений для многих читателей «КВ». Во-первых, потому что он характеризует в какой-то степени информационную прозрачность омских компаний-эмитентов (НАУФОР прилагает много усилий для того, чтобы через СКРИН «Эмитент» было доступно максимальное количество информации об эмитентах). Во-вторых, показательным фактом будет являться любое изменение в рейтинге («КВ» предполагает публиковать его регулярно), а тем более накануне или после существенных событий в жизни эмитента.
Сведения, которые может дать анализ рейтинга, полезны и для самих эмитентов, поскольку позволяют определить интерес инвесторов к тому или иному событию, операции. К примеру, эмиссии собственных облигаций, дополнительной эмиссии акций и так далее. Данные рейтинга могут быть использованы при принятии инвестиционного решения в сочетании с информацией других рейтингов, учитывающих выручку, прибыль, капитализацию и другие финансовые показатели хозяйственной деятельности компаний.
А если сопоставить данные рейтинга с другой информацией, то можно сделать разные интересные выводы. К примеру, интерес, проявленный в прошлом году к ОАО «Релеро» (13 место), объясняет многочисленные и разнообразные «наезды» на эту компанию. Итогом стала отставка генерального директора общества Геннадия ГУСЕЛЬНИКОВА в конце прошлого года. Атака на активы ОАО «Сатурн» тоже оставила свой след в этом рейтинге (10 место). А что уж говорить о Сибнефти и аффилированных с ней компаниях. Все они дружно возглавляют прошлогодний рейтинг самых популярных эмитентов. Политика и экономика в нашем регионе еще долго будут шагать в ногу.
Необходимые пояснения
Показатель рассчитывался по формуле X/Y x 100%, где Х — число обращений в СКРИН «Эмитент» к информации о конкретном эмитенте, Y — общее количество обращений за информацией об омских эмитентах. В рейтинге также указана категория эмитента, используемая в системе СКРИН, которая означает степень открытости компании.
Категория «А+» — компании, которые готовы размещать информацию о себе в свободном доступе всем заинтересованным лицам и компенсировать связанные с этим расходы. Эти акционерные общества заключили соглашение о раскрытии информации, и поэтому финансовая информация о них имеется на сайте НАУФОР в полном объеме: учредительные и эмиссионные документы, бухгалтерская отчетность, ежеквартальные отчеты, сообщения о существенных фактах (событиях).
Категория «А» — компании, которые также заключили соглашение о раскрытии информации, но раскрывающие информацию о себе в полном объеме только для пользователей СКРИН «Эмитент».
Категория «В» — компании, о которых имеется вся необходимая информация в СКРИН «Эмитент», но с такими эмитентами не заключено соглашение об информационном сотрудничестве. В категорию «В» будут постепенно вноситься эмитенты федеральной группы, а также эмитенты, акциями которых торгуют на организованном рынке ценных бумаг.
Категория «С+» — компании, по которым представлен достаточно большой объём данных, в том числе квартальные отчеты.
Категория «С» — компании, по которым нет полной информации. Выборочно представлены квартальные отчеты, бухгалтерская отчетность, эмиссионные документы, есть вся необходимая контактная информация.
Категория «С -» — компании, по которым приведена только контактная информация и публикуются корпоративные новости.
Таким образом, чем выше категория компании в СКРИН «Эмитент», тем более информационно-прозрачным является общество.




