КАЖДЫЙ, ПРАВО, ИМЕЕТ ПРАВО
На первый взгляд, с оплатой за лечение все должно быть так же просто и ясно, как с теми же расходами на образование: заплатил — предоставил документы — получил льготу. Ан нет! И все потому, что рынок медицинских услуг устроен сегодня много сложнее, чем любой другой.
Во-первых, существует программа государственных гарантий в сфере здравоохранения и территориальные программы (соответствующие ей лишь отчасти). Ими определяется объем тех медицинских услуг, которые финансируются за счет бюджета либо фонда ОМС и должны оказываться бесплатно либо вообще всем (экстренная медицинская помощь), либо всем обладателям полисов (плановая).
Кроме того, в 1998 году были приняты медицинские стандарты, которые подробно расписывают, какие исследования и какая схема лечения должны назначаться при каждом конкретном заболевании. Дополняет стандарты формуляр, содержащий порядка 300 наименований медикаментов, которые в обязательном порядке должны быть в каждом стационаре. Соответственно, пациентам покупать их не надо.
Однако всякий, кому хоть раз пришлось лечиться самому либо навещать заболевшего родственника, прекрасно знает, что очень часто все эти гарантии и стандарты существуют только на бумаге. В реальной жизни приходится платить (официально либо нет) за УЗИ либо анализы, покупать рентгеновскую пленку, лекарственные препараты, перевязочные материалы и так далее.
Впрочем, некоторые виды исследований являются, так сказать, «условно бесплатными»: если врач сочтет, что вам непременно надо пройти УЗИ, то оно будет бесплатным, а если вы сами решите проверить состояние своих почек, то за это придется заплатить.
А ведь есть еще и виды медицинской помощи, которые являются бесплатными лишь для отдельных категорий пациентов (детей, инвалидов или беременных женщин). Есть и такие, за которые приходится платить всем (скажем, зубопротезирование или косметические операции).
Так в каких же случаях пациент может рассчитывать на то, что ему вернут 13% от потраченных денег? Насколько я поняла в результате долгих хождений по кабинетам, это сейчас — самый больной вопрос, и не только для больных, но и для врачей.
Доподлинно известно лишь одно: если платная медицинская помощь оказывается в рамках договора добровольного медицинского страхования и расходы оплачивает страховая компания, то ни о каких вычетах речи идти не может. Причем совершенно неважно, кто платит взносы по этому договору — работодатель или сам застрахованный.
Это обстоятельство, конечно же, не радует страховые компании. Ведь оно наверняка негативно повлияет на отношение россиян к системе ДМС в целом и затруднит продвижение на рынок продуктов, рассчитанных на индивидуальных страхователей.
КТО ОТВЕТИТ?
Налоговый кодекс на многие вопросы дать ответ не в состоянии, не вполне прояснил ситуацию и специально изданный Минздравом и Министерством по налогам и сборам РФ приказ N 289/БГ-3-04/256 от 25 июля 2001 года «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».
Приказ этот появился неспроста: лекарства нынче дорогие, а государство у нас бедное, потому и не может позволить себе возвращать хотя бы и 13% от потраченных сумм кому попало и за что попало. В приложении N 5 к этому приказу как раз и дан перечень тех лекарственных средств, приобретение которых дает право на налоговый вычет.
Разумеется, если они будут назначены лечащим врачом и правильно им выписаны. Выписывать рецепты полагается в двух экземплярах, один из которых остается в аптеке, а другой, снабженный штампом «Для налоговых органов», должен затем прилагаться к заполненной налоговой декларации.
Перечень весьма обширен: он состоит из 19 разделов и включает не одну сотню самых разных препаратов — от анестетиков до витаминов и минералов, от банальных йода и ацетилсалициловой кислоты до цитостатических и радиоизотопных средств, известных только узким специалистам.
Впрочем, с лекарствами как раз все более-менее ясно. Остаются, правда, чисто технические вопросы: как скоро все лечащие врачи будут проинструктированы о порядке выписки рецептов и снабжены необходимыми рецептурными бланками и штампами? И как быть, если в перечне указан один препарат, а в аптеке имеется только его аналог с другим названием?
Пока что врачей, сведущих в вопросе правильного оформления рецептов, лично мне не попадалось. О приказе Минздрава от 25 июля они и слыхом не слыхали, а в ответ на мою просьбу выписать рецепт (да еще в двух экземплярах!) смотрели на меня квадратными глазами либо советовали обратиться во ВТЭК.
Что же касается оказания платной медицинской помощи, то вопросов пока много больше, чем ответов. 4 декабря 2001 года ГУ здравоохранения и комитет по фармацевтической деятельности администрации Омской области издали совместный приказ N 290-317, согласованный с областной налоговой инспекцией.
Он объявляет к исполнению на территории Омской области тот самый приказ Минздрава и МНС РФ от 25 июля 2001 года и поручает начальнику управления здравоохранения администрации Омска и всем руководителям учреждений здравоохранения любой формы собственности обеспечить реализацию его положений.
В приложении N 1 к этому приказу дана форма справки об оплате медицинских услуг, которую лечебное учреждение должно выдавать каждому обратившемуся за платной услугой. (Подозреваю, что справка, выписанная мне по такой форме 29 января в клинике медицинской академии, оказалась одной из первых в Омске).
Приложение N 2 разъясняет, как заполнять эту справку. В приложении N 4 дана форма приходного ордера, который может быть выдан оплатившему услугу пациенту медицинским учреждением при отсутствии кассового аппарата. А вот с приложением N 3 далеко не все ясно.
Называется оно «Виды и условия оказания медицинской помощи, не входящие в территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Омской области бесплатной медицинской помощи» и включает 22 пункта. Большая их часть вполне конкретна и касается как традиционных, так и весьма экзотических методов диагностики и лечения (типа уринотерапии или биоэнерготерапии), которые граждане должны оплачивать сами.
Но вот пункт 22 (другие виды медицинской помощи, не входящие либо предоставляемые на условиях, не предусмотренных территориальной программой) ставит в тупик. Хотелось бы понять, что же конкретно имеется в виду. И самое главное: а смогут ли рассчитывать на налоговые вычеты омичи, которым по тем или иным причинам придется платить за виды помощи, входящие в территориальную программу?
Или такой интересный вопрос: а нужно ли гражданам, желающим получить льготы
по налогу, брать у своего лечащего врача направление на ту же иридодиагностику или мануальную терапию либо достаточно совета подруги? И так далее, и тому подобное... Но ведь здесь нужна полная ясность!
Потому в ГУ здравоохранения создана специальная комиссия, которую возглавил начальник лечебного отдела ГУ Александр СТАРОВОЙТОВ. Именно она призвана дать ответы на все вопросы, не урегулированные на законодательном уровне. «КВ» будут следить за развитием событий и непременно расскажут обо всех новых поворотах, которых наверняка будет еще немало.
Ведь вопросы возникают и у сотрудников налоговых инспекций. Пока абсолютно непонятны детали механизма возврата тех самых 13%: кто, когда, каким образом будет это делать? И главное — за счет каких средств? До тех пор пока не будут найдены ответы на все эти и многие другие вопросы, закон останется мертвым. Потому и не хотелось бы, чтобы процесс поиска затянулся надолго.
А пока всем, кто обращается за платной медицинской помощью, можно посоветовать одно: требуйте выдачи чеков и квитанций — пусть даже и «не той» формы. Сохраняйте их — ведь спустя какое-то время нужные бланки появятся, и тогда вы сможете обменять выданные ранее платежные документы на новые, «форменные».
Ну а тем, кто был вынужден приобрести дорогостоящие лекарства без правильно оформленного рецепта, можно только посочувствовать и посоветовать впредь этого не делать.