— Анатолий Михайлович, когда мы беседовали два года назад, у вас было много всяких планов. Что удалось воплотить в жизнь?
— Если что-то и удалось сделать, то только благодаря коллективу департамента городского хозяйства и окружных управлений ЖКХ. Нет даже мысли, что что-то сделал лично я, коммунальное хозяйство требует коллективных усилий. Я благодарен за помощь и поддержку всем, с кем довелось работать. Оглядываясь назад, замечаю,что видны сдвиги, пусть не кардинальные, но существенные. Коммунальщики, которых в Омске 17 тысяч, острее других почувствовали, что состояние городского ЖКХ дошло до крайней точки, дальше отступать некуда — только вперед.
За два года у департамента расширился круг обязанностей, специалисты научились работать с проектно-сметной документацией. Удалось наладить централизованный закуп оборудования и материалов для капитального и текущегоремонта жилого фонда и коммуникаций. С прошлого года всерьез занялись неплательщиками за коммунальные услуги. По сравнению с прошлыми отопительными сезонами нынешний прошли спокойно, без аномальных явлений, в этом есть заслуга департамента. Хоть нынче выдалась теплая зима, но проблемы все равно были, главное, что население их не почувствовало благодаря слаженной работе коммунальных служб.
Когда я возглавил департамент, было сложно работать из-за конфронтации городских и областных властей. Но с ноября 2000 года появилось понимание со стороны губернатора по проблемам ЖКХ города, был создан областной штаб во главе с вице-губернатором Андреем ГОЛУШКО,с которым получилось работать продуктивно по решению накопившихся коммунальных вопросов. В прошлом году восполнили отставание в газификации города. Благодаря поддержке мэриии губернаторской команды, удалось к этому отопительному сезону газифицировать котельные Сибзавода, Омскагрегата, в Больших Полях и Крутой Горке.
По омским телеканалам регулярно показывают оголенные теплосети, обвиняя коммунальщиков. Причин у этой проблемы много, начиная с хронической нехватки денег и кончая элементарным разворовываниемизоляции самим населением. Но основная причина в том, что тепло проделывает порой слишком длинное путешествие, попадая к потребителю. Есть программа восстановления и строительства малых котельных в городе, но в этом вопросе село ушло далеко вперед. В нынешнем отопительном сезоне департамент серьезно начал заниматься вопросами экономии тепло- и электроэнергии. Могу смело сказать, что в эту зиму удалось сэкономить порядка 18 млн. рублей за счет того, что мы отказывались от избыточного тепла и фиксировали недополученное. Если у поставщика нет возможности регулировать подачу тепла, то это чистой воды бесхозяйственность, на которую многие годы просто закрывали глаза.
— Ну а чего, по-вашему, не удалось добиться за два года?
— Лично мне не удалось создать стройную городскую систему жилищников. В отличие от коммунальных служб, омские жилищники разобщены, каждое ПЖРЭУ самостоятельно решает поставленные задачи, хотя все понимают, что сообща их решать легче. Причин отсутствия единой системы у жилищников много, тут и недофинансирование, при котором каждый тянет одеяло на себя, и отсутствие скоординированности во взаимодействии округов. Но главное, чтобы сломать старое, нужно четко представлять контуры нового устройства и функционирования жилищной системы.
Не получилось организовать систему кадровой подготовки в городском ЖКХ. Департамент только начал подступаться к омскому студенчеству, а нужно плотно заниматься вербовкой будущих специалистов, начиная со 2-3 курсов технических вузов. Кадровый голод в ЖКХ уже ощущается довольно остро, другое дело, что нынешний уровень зарплаты коммунальщиков не слишком привлекателен для молодых специалистов. И это при том, что за последнее время средняя зарплата в ЖКХ возросла в полтора раза. Значит, кроме материальных, нужно искать другие стимулы, привлекать молодежь в ЖКХ.
Я пытался работать добросовестно, но что-то получилось, что-то — нет. Особых нареканий в мой адрес не было, хотя за свои промахи я переживал больше, чем по поводу того, распекает меня руководство или нет. Руководить городским ЖКХ — архисложная работа, трудно найти человека, который бы удовлетворял всем требованиям, уж очень большой ассортимент вопросов, которые нужно знать и решать. Ни один вуз не способен подготовить всестороннего специалиста в области ЖКХ, руководителя нужно готовить годами, поэтому ошибки недочеты в моей должности были неизбежны.
— Чем вызвана ваша отставка и как вы к ней отнеслись?
— Хотя я понимал, что мне придется уходить с этого поста, но все равно отставка была несколько неожиданной. Причин моей отставки несколько. Основная причина, на мой взгляд, — это естественный процесс ротации кадров. Руководящие кадры не должны находиться на одном посту больше 4-5 лет, иначе застой. Когда меня назначили вместо Василия ГРЕБЕНЩИКОВА, я не пытался понять, почему его сняли, не слишком благородное это дело. Когда я только начинал работать, мой руководитель убедил меня, что нельзя оценивать своего предшественника, время все рассудит и расставит на свои места.
Вот «КВ», к примеру, написали, что мою отставку инициировал вице-мэр Сергей НОС, который якобы был моим преемником на посту главы Ленинского района. Когда я в марте 1990 года перешел на работу в горисполком, председателем Ленинского райисполкома стал Василий ЛЕБЕДЕВ, после него им был Константин ПОДОСИННИКОВ, а уж потом только НОС. Мы с Сергеем Анисимовичем вообще никогда не работали в одной структуре и не были друг другу подотчетны. Не было у нас и каких-то перекрестных путей, когда мы с ним могли задеть друг друга.
Явных отношений в прошлом и противоречий в настоящем не было у меня и с вице-губернатором Виктором ШРЕЙДЕРОМ. Так что вряд ли он добивался моей отставки. По поводу того, что меня отправили в отставку, не рву на себе волосы и в панику не впадаю, хотя, не скрою, хотелось бы еще поработать, завершить то, что планировал.
— Хотите что-то пожелать вашему преемнику, бывшему директору ТЭЦ-6 Александру УСОВУ?
— Искренне желаю ему побыстрее войти в курс дел и начать готовиться к будущей зиме. Возможно, у него получится отделять текучку от перспективной работы, мне так и не удалось. Я знаю, что он хороший теплотехник, ему предстоит освоить дорожное строительство, жилищный капитальный ремонт и многие другие направления коммунальной сферы.
Хотел бы предостеречь его от принятия быстрых кадровых решений, сначала надо разобраться, кто и как работает. Ему предстоит добиваться, чтобы структура департамента стала более работоспособной и действенной. Нужно, чтобы была не только ответственность за те или иные участки ЖКХ, но и существовали реальные административные и иные рычаги воздействия на коммунальный процесс. Нередко при нехватке средств, вопросы приходилось решать только за счет авторитета и тембра голоса, пусть это останется в прошлом.
Новому руководителю городского ЖКХ нельзя забывать, что наша отрасль теснее других связана с населением. От того, насколько коммунальщики обеспечивают комфортность проживания и благоустройство мест общего пользования, напрямую зависит оценка власти со стороны омичей. Денег на все никогда не будет хватать, поэтому нужно внимательно подходить к любой просьбе. Сразу многие вопросы решить просто невозможно, нужно объяснять это. Народпоймет, если по-человечески ему рассказать, что все проблемы департамент решить сразу не в состоянии, вот косного отношения люди не прощают.
Коллективу департамента хочу пожелать найти взаимопонимание с новым руководителем. Если люди почувствуют, что новый директор не инородный человек и считается с мнением нижестоящих коллег, поддержка ему будет обеспечена.
— Ну а чего ждать омичам от грядущей коммунальной реформы?
— Когда у нас появится выбор, кого приглашать обслуживать наше жилье — муниципальное предприятие или коммерческую фирму, это будет огромное благо. Но для такого выбора пока нет нормативно-правовой базы. С кем должен заключать договор на обслуживание слесарь или бригада слесарей — с каждым квартировладельцем или с товариществом собственников жилья? Да, жилье будет обслуживать частник, качество скорее всего повысится, но и цены возрастут, потому что сразу же придется платить НДС. В начале марта прошло сообщение, что омский жилищный кооператив нанял кого-то обслуживать жилье вместо ПЖРЭУ, и жильцам это обходится дешевле, дай-то Бог.
В Омске десятки домов, в которых все квартиры приватизированы, но стоят они по-прежнему на балансе муниципалитета. Ни в одном документе не прописано, что же такое приватизированная квартира и где проходит зона ответственности владельца и коммунальщиков. Нет нормативной базы и относительно коммуникаций. Есть немало примеров, когда при приватизации сети коллективного пользования стали собственностью АО. К примеру, коллекторы Омскшины, «Омского каучука» обслуживают не только предприятия, но и жилье. В результате владельцы сетей получают прибыль от их эксплуатации, а когда сети выходят из строя, ремонтировать их не хотят. Приходится департаменту принимать их на баланс и ремонтировать за счет бюджета.
Никто не сомневается в том, что ЖКХ нужно реформировать, только сначала нужно тщательно прописать всю нормативно-правовую базу. Существует программа реформирования омского ЖКХ, дай Бог, чтобы нашлись кадры и средства для ее реализации.
— Бывший вице-мэр Геннадий МАЛИЦКИЙ не может найти работу и зарегистрировался на бирже труда. А у вас какие планы по трудоустройству?
— Для начала отгуляю отпуск: две недели остались с 2000 года, в прошлом году вообще не отдыхал. После отпуска поработаю советником мэра, осмотрюсь. А вообще хочу пойти работать по своей старой профессии и ьакая вакансия есть в коммунальной сфере города. Мой первый шеф, ведущий инженер КБ телевизионного завода Иван РАДЧЕНКО (впоследствии уехал на Украину и стал мэром Киева) учил меня: «Где бы ты ни работал, держись поближе к заводской трубе — это основа». Вот и собираюсь вернуться на производство, ведь не будет производства — не будет и общества. Пока не знаю, как удастся, но надеюсь на лучшее.