80 копеек с каждого рубля
Завод по производству мотор-компрессоров для бытовых холодильников был построен и оснащен оборудованием к середине 90-х годов. Находился он в структуре омского агрегатного завода. Проектная мощность — миллион компрессоров в год. В изготовлении и поставках 26 автоматизированных технологических линий на общую сумму 85 млн долларов приняли участие 240 фирм мира.
Однако четко работавшее бы в плановом хозяйстве предприятие в условиях рыночного дисбаланса оказалось нерентабельным. Максимальной загрузки удалось достичь к ноябрю 1995 года — до 20 тысяч агрегатов а месяц. Но очень скоро выяснилось, что каждый вложенный рубль давал отдачу лишь на 80 копеек. Очень велики, в частности, были межоперационные расходы: часть деталей приходилось изготавливать на основной промплощадке Омскагрегата. Причем агрегатный завод к этому времени начал испытывать финансовые проблемы. Росли задолженность по заработной плате, долги в бюджеты.
Укрепляя озоновый слой
В 1996 году производство из-за убыточности было остановлено. Платежеспособный спрос на компрессоры оказался не столь велик, как ожидалось. Будущее тоже не радовало. Правительство России 24 мая 1995 года взяло на себя обязательства по охране озонового слоя планеты. В то время как ноу-хау омского проекта по контракту с итальянской фирмой «Некки компрессори» относились к 1991-92 годам, когда о проблеме озона только-только заикались. А значит, требовалась существенная модернизация оборудования. Начались поиски возможного инвестора.
В 1997 году омским агрегатным заводом был обнародован конверсионный проект «Переоснащение действующего производства по выпуску мотор-компрессоров для холодильного оборудования под выпуск экологически чистых озоно-безопасных мотор-компрессоров». Он предусматривал срок окупаемости в семь лет при объемах инвестиций в 30 млн долларов и собственных средствах в 16 млн. Активные переговоры шлис американской фирмой «Прожектор». К 1998 году удалось прийти к согласию. К тому времени заокеанский партнер зарегистрировал вместе с итальянской «Некки компрессори» на Кипре компанию «Compressory Limited» и затратил около 100 тысяч долларов внутри России на организацию нового предприятия под названием ОАО «Компрессори». 75% акционерного общества принадлежало инвестору, остальная часть распределилась между Омскагрегатом, областной и городской администрациями. Уставный капитал ОАО составил 156 миллионов рублей.
Вклад муниципалитета, например, составлял 11,7 млн рублей. Не деньгами, конечно, а зданиями и оборудованием самого агрегатного завода, передаваемых городу в счет долгов по налогам в бюджет. То есть сначала завод — городу, потом город — заводу в лице новообразованного ОАО.
Дефолтом под корень
15 июля 1998 года было наконец зарегистрировано совместное предприятие. А через месяц грянул дефолт. Иностранный инвестор пришел и сказал честно: «Ребята, после таких катаклизмов я в Россию с масштабными проектами ни ногой».
Муниципалитет тоже вскоре отказался от участия в проекте. У акционерного общества оказалось лишь два учредителя — ОАО «Омскагрегат» (71%) и администрация Омской области (29%). Понятно, что необходимых денег нет ни у первого акционера, ни у второго. Желающих вложить в омское производство 30 млн долларов тоже больше не находится. Между тем затраты на содержание 30 тысяч квадратных метров мотор-компрессорного завода Омскагрегат несет немалые. Периодически, чтобы электроника не пришла в окончательную негодность, оборудование приходится включать и изготавливать небольшую партию агрегатов. Их с руками отрывают в Рембыттехнике, но получаемый от продажи доход даже на малую толику не покрывает убытков от запуска технологических линий. Поэтому было принято решение продать это оборудование.
А я хочу в Бразилию
Объявлением о продаже в Интернете заинтересовался крупныймировой изготовитель мотор-компрессоров концерн «Эмбрако» из Бразилии. Он собрался строить в Словакии завод и предложил продать ему технологические линии.
В Омск приехала большая делегация из Бразилии. Начиная сфинансистов и юристов, которые занимались вопросами оформления сделки, заканчивая техническими специалистами, внимательно осматревшими оборудование на предмет его пригодности. Российской стороне был представлен список того, что южноамериканцы были готовы купить.
Омскагрегат согласился расстаться не со всеми позициями в списке. Часть универсальных токарных станков, уникальную метрологическую лабораторию предполагается перенести на территорию основного производства. С остальным заводчане согласились расстаться за определенную цену. Но цена эта оказалась, как потом выяснилось, завышенной. Причем, как известно «КВ», настоял на такой стоимости соучредитель в лице областной администрации.
Капиталисты умеют считать. Когда они прибавили к отпускной цене стоимость переоснащения оборудования, то решили, что проще и дешевле будет купить новое. Что и сделали, оставив агрегатчиков у разбитого корыта.