Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Сергей ТОЛКАЧЕВ

5 июля 2002 20:41
0
1412

Формировать бюджет города и заниматься его исполнением — дело весьма непростое. Не каждый сможет взять на себя такую ответственность. Особенно в столь непростые для экономики города, да и региона в целом, времена. Однако, есть люди, которые все же соглашаются управлять финансами Омска. Новый директор департамента финансов и экономики администрации города Омска Сергей ТОЛКАЧЕВ рассказал корреспонденту «КВ» об основных проблемах бюджета нашего города.

— Сергей Михайлович, какие вопросы вы решали, будучи в экономическом комитете администрации Омской области?

— Когда только перешел в экономический комитет из Кировского отделения Сбербанка РФ, возглавил новый отдел — экономики территорий. Работу начали с проведения анализа бюджетов муниципальных образований. Больше всего нас интересовала их расходная часть. Подготовленная аналитическая информация была необходима как для формирования областного бюджета, так и для того, чтобы определить основные направления развития районов области и региона в целом.

В отделе же финансовой и бюджетной политики и имущественных отношений комитета занимались вопросами налогообложения, привлечения инвестиций, разрабатывали методики формирования доходной части областного бюджета. Этот отдел, на мой взгляд, несколько инородный в экономическом комитете. С одной стороны, у него вроде бы функции комитета, то есть развитие экономики региона. С другой — наша работа тесно переплеталась с работой комитета финансов и контроля. Были периоды, когда мы большую часть времени проводили в комитете финансов.

— Когда вам предложили должность директора департамента, вы согласились не раздумывая или были какие-то сомнения?

— Для меня это было большой неожиданностью. Я был на совещании в областной администрации у Андрея ГОЛУШКО. Была пятница. Рассматривался вопрос о бюджете на 2002 год. Кстати, такие совещания у Андрея Ивановича проходили довольно часто. На них обычно были сотрудники экономического комитета, комитета финансов и контроля, департамента финансов и экономики, а также налоговых органов. Всегда присутствовал и мэр Евгений БЕЛОВ.

В этот раз Евгений Иванович попросил меня задержаться. Когда все разошлись, мэр и предложил мне занять должность директора департамента. Я сказал, что не готов. А он: «Зайди ко мне в понедельник, поговорим». Признаюсь, я не спал все выходные.

Меня терзали сомнения. С одной стороны — я понимал: это очень большая ответственность. И, откровенно говоря, мне страшно было уходить с довольно спокойной работы на «раскаленную сковородку» (смеется).

С другой стороны — работа, конечно, интересная, можно проявить самостоятельность. Кроме того, я скучал по работе в банке, где занимался финансами. А тут как раз представилась возможность вновь стать финансистом. От соблазна было трудно удержаться. И, наверное, самое главное, что сыграло решающее значение в моем выборе, так это то, что Евгению Ивановичу просто невозможно отказать. Такой уж он человек: располагает к себе, у него какое-то личное обаяние.

— В новой должности вы себя больше финансистом или экономистом ощущаете?

— Я пытаюсь подавить в себе экономиста. Причем несмотря на то, что мэр поставил задачу проводить экономический анализ при решении любых проблем. Да у меня и у самого такой настрой — всегда все анализировать. Но 2002 год не дает быть экономистом: сейчас очень тяжелое время для городского бюджета, поэтому исполнять его надо строго по плану. А экономисты ведь могут такого нафантазировать, что финансисты потом просто откажутся исполнять бюджет.

Кстати, когда я только пришел в департамент, решался вопрос о том, оставить ли в его названии слово «экономика», или нет. Если убрать, то департаменту, безусловно, будет легче: посчитал деньги, как машина, распределил их — и все. Но, тогда будет сложнее исполнять бюджет, поскольку, прежде чем тратить деньги, необходимо все проанализировать: каким образом лучше перераспределить средства, за счет каких внутренних и внешних источников пополнять бюджет.

Я был сторонником того, чтобы слово «экономика» оставить. Поскольку в этом случае будет стерта грань между экономическими фантазиями и финансовой действительностью.


— А как вы считаете, главный финансист города должен быть жестким или все-таки может пойти на компромисс при решении наиболее злободневных для города проблем?

— В нынешних условиях постоянного недофинансирования бюджета финансист должен быть жестким. Правда, при таком подходе становишься как бы врагом для всех: ты, как тот Кощей, сидишь и над златом чахнешь.

Тяжело быть жестким. Потому что понимаешь, если средства перечислять только на зарплату бюджетникам, то возникнет задолженность перед теми же строителями, которые ремонтируют дороги. В результате забираешь деньги из статьи, предназначенной для выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы, и отдаешь их строителям.

Словом, постоянно находишься между молотом и наковальней. И при этом все-таки, стараешься жестко исполнять бюджет, невзирая ни на что. Так как в противном случае проблем возникнет еще больше.

Мы постоянно проверяем, как исполняется бюджет в различных отраслях экономики. Специалисты контрольно-ревизионного управления практически не бывают в департаменте. Они чуть ли не живут в больницах, школах, детских садах и других учреждениях.

— Какая, на ваш взгляд, основная проблема бюджета Омска?

— Ограничены ресурсы города. И причина их нехватки возникла не в Омске и даже не в регионе, а выше: на уровне межбюджетных отношений между федерацией и субъектом федерации. В федеральный бюджет уходит значительная часть доходов региона. А оттуда средства поступают, зачастую еще и не в полном объеме, только на отдельные статьи: на те, на которые федерация сама решила дать денег. В частности, на повышение зарплаты бюджетникам.

Но ведь есть и другие статьи. Например, долги. На их погашение Москва средств не выделяет. Хотя и признает наличие задолженности и даже называет причину ее появления — дефолт 1998 года. Однако как только возникает вопрос о погашении долгов регионов, в столице про эту причину сразу забывают.

Существует и множество других проблем. Чтобы их решить, нужно развивать экономику региона. А для этого в бюджете необходимо предусмотреть соответствующую статью — «бюджет развития». В настоящее же время ни в городском, ни в областном бюджете такой статьи нет. Я могу объяснить, почему. Но кому нужны мои объяснения, когда подъезды домов находятся в ужасном состоянии, когда из крана бежит еле теплая вода?

— Так почему?

— Потому что нет денег. 60% расходов бюджета Омска составляет зарплата бюджетников. Остальные 40% приходятся, в основном, на покрытие затрат предприятий ЖКХ и топливно-энергетического комплекса. Кроме того, если в бюджете запланировать средства на развитие территории, то Москва уменьшит сумму трансферта, так как считает, что бюджеты развития регионам не нужны.

— Получается, что у городского бюджета нет больших перспектив?

— Отвечу не как финансист, а как экономист: думаю, есть. За несколько последних лет начали оживать многие омские предприятия. ОАО «Омскшина», например, уже вышло на дореформенный уровень производства. Развивается нефтезавод и другие предприятия города.

Словом, наблюдается рост экономики. А раз так, значит, будет увеличиваться суммарная масса налогов и, как следствие, возрастут доходы бюджета Омска.

Кстати, при формировании городского бюджета на 2002 год самой серьезной проблемой на фоне того, что громадную часть расходов необходимо запланировать на заработную плату работникам образования и здравоохранения, была задача не угробить все остальные отрасли.

Мы досконально рассчитывали доходы, старались найти хоть какой-то резерв живых денег. При подсчете расходов учитывали каждую тысячу рублей. К нам приходили со своими планами люди из учреждений культуры, образования, здравоохранения. Но мы их планы «дубиной выбивали», так как знали: лишних средств нет.

Меня сильно огорчило, что не заложили достаточного количества денег на благоустройство города и жилищно-коммунальное хозяйство. И все по той же простой причине — нехватка средств.

На финансирование этих отраслей надо очень много денег. Ведь дома поизносились, трубы в них проржавели. Сейчас по возможности направляем предприятиям ЖКХ средства. Берем кредиты в банках. В результате у нас возникает другая проблема — рост кредиторской задолженности.

— И какая сумма задолженности?

— Более 300 млн рублей.

— Это, наверное, только рублевая задолженность. Но ведь есть еще и валютная. В конце прошлого года городская администрация провела переговоры с представителями ING-BANK о реструктуризации задолженности в размере 15 млн долларов. Вопрос же о погашении долгов на общую сумму 46 млн долларов перед Международным банком реконструкции и развития не был решен. Как сейчас складывается ситуация с выплатой долгов?

— Что касается ING-BANK, то перед ним мы выполним свои обязательства. Не рассчитаться с ним просто грех, уж больно хорошо договорились о реструктуризации задолженности. Так что приложим все усилия. Хотя денег, конечно, жалко. И их еще нужно найти.

С Международным банком реконструкции и развития дела обстоят с точностью до наоборот: никаких переговоров так и не провели. Потому что у нас нет ресурсов. Возможно, мы подсознательно прячемся от этой проблемы. А к ней возвращаться надо. Во-первых, Министерство финансов РФ все равно не даст нам покоя. Как только другие регионы начнут рассчитываться по своим задолженностям, количество должников уменьшится, то есть толпа рассеется, и тогда незамеченным уже не останешься. Кроме того, если не начнем рассчитываться, Минфин может уменьшить размер трансферта на сумму нашей задолженности. Это слишком большая угроза для консолидированного бюджета Омской области.

Во-вторых, дело в том, что когда город брал кредит, за него поручилась областная администрация. А подводить губернатора нельзя.

— Кстати, совсем недавно, в мае, в Омск приезжала делегация из Чехии. Решался вопрос о погашении задолженности по кредитам, взятым на покупку автобусов марки «Karosa»?

— Да. В 2001 году мы с чехами договорились о реструктуризации долгов: в течение 10 лет выплачивать по 1,5 млн долларов. Согласно договору, в октябре прошлого года Омск должен был заплатить 500 тысяч долларов. Но не рассчитался, поэтому чехи и приехали.

Состоялось два совещания: в областной администрации — у вице-губернатора Валентина ТРЕТЬЯКОВА, и в городской — у мэра. Чехи попросили нас погасить долг за октябрь 2001 года. Мы пояснили, что в городе сейчас проблемы с выплатой зарплаты бюджетникам и отпускных учителям, и пообещали выплатить 500 тысяч в июле. Они согласились. Видимо, в Чехии тоже есть проблемы с бюджетниками.

Кроме того, договорились о том, что всего до сентября 2002 года город погасит один миллион долларов, не 1,5 млн долларов. Причем чехи сказали: если вы заплатите эту сумму в августе, то мы будем считать, что Омск исполняет свои обязательства.

Результатами переговоров чехи остались довольными. В сентябре планируем провести с ними еще одну встречу.

— Почти год назад при главе местного самоуправления был создан совет по промышленности и предпринимательству. На одном из заседаний совета планировалось обсудить механизм предоставления муниципальных гарантий под инвестиционные проекты, реализуемые предпринимателями. Такие гарантии будут?

— Вообще, чтобы бюджет мог выступать в качестве инвестора и давать такие гарантии, естественно, надо сначала заложить в нем средства. То есть предусмотреть статью «бюджет развития». А это, как я уже говорил, невозможно. Поэтому под инвестиционные проекты гарантии пока не предоставляются.

Сейчас для поддержки предприятий мы используем такие методы как отсрочка и рассрочка платежей. Потому что понимаем: развившись, организации и фирмы будут пополнять доходную часть бюджета.

Возможно, в будущем начнем использовать и другие методы. Например, договариваться с банками о снижении для предприятий кредитных ставок. Мы бы оплачивали разницу между ставкой рефинансирования и банковской ставкой.

— Сергей Михайлович, думаю, никто не сомневается в том, что вы хороший специалист по городскому бюджету. А кто занимается вашим семейным бюджетом: жена или вы?

— Я. Как-то не хочется слагать с себя эту обязанность. Может, потому, что привык заниматься финансовыми вопросами. Лучше самому все рассчитывать.

— Чем увлекаетесь в свободное время?

— Его у меня катастрофически не хватает. Тем не менее три раза в неделю играю в теннис: в семь вечера ухожу на корт, а потом снова возвращаюсь на работу. Считаю, что теннис один из немногих видов спорта, который позволяет забыть обо всех проблемах.

Вообще я занимался бегом, фехтованием, стрельбой из пистолета, волейболом, баскетболом, сплавлялся на плотах. По двум последним видам спорта у меня первый разряд.


Люблю рыбалку. Правда, сейчас порыбачить удается всего 1-2 раза в год. Да и то только когда сын сильно настаивает. Он у меня большой любитель рыбалки.

— Спасибо за интервью. Желаю успехов в вашей нелегкой работе.

Беседовала Зинаида ДЕМИНА.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.