1 сентября вступает в силу новый арбитражно-процессуальный кодекс. Таким образом мы становимся еще на шаг ближе к европейскому единому юридическомупространству. АПК существенно меняет правила игры на экономическом поле. Как именно. Об этом корреспонденту «КВ» рассказали председатель Омского арбитражного суда Людмила ЛИТВИНЦЕВА и председатель судебного состава омского арбитражного суда Татьяна СЕМЕНОВА.
В иске отказать нельзя
ЛИТВИНЦЕВА: С 1 сентября из АПК исключен институт отказа в принятии искового заявления. Все имеют право обратиться в суд, иесли нет необходимых документов прилагаемых к исковому заявлению, то появляется такой этап, как оставление искового заявления без движения. Судья устанавливает срок истцу и говорит: вам необходимо представить следующие документы, без которых процесс невозможно начать. И если в установленный срок дается срок сторона не выполняет то, что требуется тогда судья имеет право возвратить исковое заявление, выполняет — то назначается предварительное заседание.
СЕМЕНОВА: Это сделано исключительно с целью дополнительных гарантий права истца на судебную защиту. Раньше, если исковое заявление было неправильно оформлено или к нему небыли приложены какие-то документы — его возвращали заявителю без рассмотрения. Он мог, конечно, обратиться повторно с таким же заявлением, подготовленным уже более грамотно. Но нередко бывало, что в этот период как раз истекал срок исковой давности. А он не подлежит восстановлению.
ЛИТВИНЦЕВА: Теперь в целях защиты прав лица, обращающегося в суд. введена такая стадия.
Корр.: То есть любой иск принимается, судья единолично рассматривает его и говорит, что не хватает таких-то документов...
СЕМЕНОВА: Он не принимается, а оставляется без движения. Но уже не возвращается. Если в указанный срок истец исправляет все указанные ошибки, оно считается поданным в день первоначальной подачи.
Корр.: Какой срок дается для исправления?
ЛИТВИНЦЕВА: В кодексе сказано: разумный срок. Когда все недостатки устранены, судья начинает подготовку дела к судебному разьбирательству.
Корр.: Предварительное слушание во всех случаях?
ЛИТВИНЦЕВА: Почти во всех, кроме дел о банкротове и ряда дел особого производства.
СЕМЕНОВА: В новом кодексе появилось такое понятие, как раскрытие доказательств.
ЛИТВИНЦЕВА: На стадии подготовки дела к судебному разбирательству стороны должны представить все свои доказательства и аргументы и ознакомить с ними проположную сторону.
СЕМЕНОВА: Все доказательства и аргументы сторон должны быть раскрыты до того, как дело будет назначено к рассмотрению. Их должен знать и суд, и обе стороны процесса. В старом кодексе было по-иному, очень часто во время судебного заседания одна из сторон «вытаскивала на свет» совершенно новые доказательства или аргумент, которые судьи не сразу могли оценить, чтобы принять взвешенное правильное решение.
ЛИТВИНЦЕВА: В Западных 90% дел заканчиваются несудебным урегулированием и спор не доходитдо судебного разбирательства. Если на предварительном слушании ясно, что нет у одной из сторон весомых доказательств своей правоты, может быть, есть смысл заключить мировое соглашение. Либо истцу уступить,либо ответчику. Уметь поладить. При заключении мирового соглашения есть определенные льготы: истцу возвращают 50% уплаченной им пошлины.
СЕМЕНОВА: Суд должен руководить процессом и обеспечить представление сторонами доказательств и документов и разъяснить права сторон о том, в частности, как можно эти доказательства истребовать. Суд может истребовать доказательства и по своей инициативе, чего раньше в АПК не было.
В прежнем АПК принцип состязательности понималась так: чьи доказательства окажутся убедительнее, то и прав. У суда была более пассивная позиция: стороны представляли ему свои доказательства, а суд их оценивал. Теперь суд занимает активную позицию: он требует от каждой из сторон представить все возможные доказательства их правоты и даже определяет круг этих доказательств.
Корр.: Но если на предварительном слушании суд говорит сторонам, что у тех не хватает каких-либо документов или одна из сторон до заседания не видела какой-либо бумаги, то должно быть назначено еще одно предварительное слушание.
ЛИТВИНЦЕВА: судья не имеет права назначать судебное заседание, если какая-то из сторон не ознакомлена со всеми доказательствами.
Корр.: Значит, еще одно слушание?
ЛИТВИНЦЕВА: Может быть, даже и не одно.
Корр.: Это может длиться бесконечно?
СЕМЕНОВА: Судья назначает дело, когда считает, что оно уже готово и ни одна из сторон не заявляет о том, что у нее есть еще какие-то доказательства.
ЛИТВИНЦЕВА: Весь процесс уходит в первую инстанцию.
Корр.: Но в таком случае срок рассмотрения дел удлиняется?
ЛИТВИНЦЕВА: Конечно. В евпроейских судах дела рассматриваются по три-четыре года. Дела ведь не на 500 рублей, а на более весомые суммы. И рассматривать без обстоятельного изучения всех доказательств не стоит. Правда, и сейчас есть такие участники процессов, которые, похоже, сознательно затягивают процесс. Новый АПК, с одной стороны, позволяет рассматривать дела и в отсутствие одной из сторон, а с другой — в нем предусмотрена система штрафов.
Корр.: За что штрафы?
СЕМЕНОВА: Если суд предлагает представить доказательства по делу, или истребует их у определенного должностного лица, а они не представляются, причем по причинам, которые суд посчитал неуважительными, то в таких случаях предусмотрено наложение судебных штрафов. Причем не с организации, а с должностного лица.
Корр.: Какая сумма штрафов?
СЕМЕНОВА: На физических лиц не может превышать 25 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, на должностных — 50.
Корр.: Предусмотрены ли все-таки какие-то сроки для рассмотрения дел?
ЛИТВИНЦЕВА: Предварительное заседание должно состояться не позже, чем через два месяца с момента вынесения определения о принятии искового заявления. И дается месячный срок с момента, когда судья решит, что дело готово к рассмотрению до дня, когда оно должнобыть рассмотрено.
Корр.: А если сторона в судебном заседании вдруг заявит о новых доказательствах по делу, о которых не было известно ранее?
ЛИТВИНЦЕВА: Дело будет отложено. Чтобы и другая сторона внимательно ознакомилась с новыми доказательствами и подготовила свои возражения.
Корр.: Есть ли ограничения по длительности предварительных слушаний?
ЛИТВИНЦЕВА: Таких ограничений нет.
Арестовать можно, но за деньги
Корр.: Насколько я знаю, новый АПК предусматривает новации в обеспечительных мерах по иску.
ЛИТВИНЦЕВА: Раньше истец мог обратиться с заявлением об обеспечительных мерах по иску только в том случае, если иск принят к рассмотрению. Новый АПК ввел понятие предварительных обеспечительных мер, то есть мер по обеспечению имущественных интересов заявителя еще до подачи искового заявления.
Корр.: Но иска потомможет и не быть.
СЕМЕНОВА: Иск должен быть, потому что, обращаясь с заявлением об обеспечении иска, истец должен указать: с каким иском он собирается обратиться, о чем предполагается спор, для чего ему нужны эти обеспечительные меры и как срочно их необходимо принять. В случае принятия судом таких мер устанавливается срок, в течение которого должен быть подан иск.
ЛИТВИНЦЕВА: Но в таком случае будет существовать и встречное обеспечение. Истец требует, скажем, арестовать отходящий теплоход, в этом случае он должен внести определенную сумму на депозит суда или представить банковскую гарантию. Ведь другая сторона, у которой арестовали этот условный теплоход, понесет убытки.
Корр.: А какая может быть сумма залога?
СЕМЕНОВА: В размере требований об аресте истца или какой-то процент от нее. Но не может быть менее половины суммы имущественных требований.
Посторонних юристов отправили восвояси
Корр.: Теперь не все имеют право представлять интересы юридического лица в арбитражном суде?
ЛИТВИНЦЕВА: Представителями организаций по новому АПК могут выступать лишь адвокаты, руководители (в пределах их компетенции) или лица, состоящие в штате указанных организаций.
СЕМЕНОВА: Раньше в суде обычно интересы сторон защищали либо индивидуальные предприниматели-юристы, либо юридические фирмы.
Будут арбитражные заседатели
Корр.: Какие еще существенные перемены в деятельность арбитражного суда внес новый АПК?
ЛИТВИНЦЕВА: с 1 сентября у нас появляются арбитражные заседатели.
Корр.: Они уже есть?
ЛИТВИНЦЕВА: Их список должен быть утвержден буквально на днях.
Корр.: Как их выбирали?
ЛИТВИНЦЕВА: Их кандидатуры нам представляли общественные организации.
Корр.: И каждое дело теперь...
ЛИТВИНЦЕВА: Не каждое. Есть определенный круг дел, которые не могут рассматриваться с участием арбитражных заседателей: например, оспаривание нормативных актов, спор с налоговыми органами.
СЕМЕНОВА: Вопрос об участии арбитражных заседателей должен быть решен не менее чем за 15 дней до рассмотрения дела.
Корр.: Кто принимает решение об участии заседателей?
ЛИТВИНЦЕВА: Требование о рассмотрении дела с участиемзаседателей может выдвинуть любая из сторон.
СЕМЕНОВА: Причем каждая из сторон выбирает «своего» заседателя из существующего и утвержденного их списка.
Корр.: Сколько заседателей в этом списке?
ЛИТВИНЦЕВА: На 1 сентября их будет десять, а потом 24.
Корр.: Эти заседатели где-то будут продолжать работать?
ЛИТВИНЦЕВА: Конечно.
Корр.: Но насколько они будут в таком случае объективны?
ЛИТВИНЦЕВА: Это покажет практика. Возможно, судье придется писать особое мнение.
Корр.: То есть два заседателя могут сойтись во мнении, отличающемся от мнения судьи?
ЛИТВИНЦЕВА: Не исключено.
СЕМЕНОВА: Официально допущенный к участию в рассмотрении дела заседатель имеет такие же права, как и судья
Корр.: СМИ много писали о том, что иски физических лиц к юридическим тоже передаются в арбитражный суд.
ЛИТВИНЦЕВА: Не все. Только те, которые вытекают из экономических отношений. Иски по трудовым спорам, о возмещении заработной платы, жилищные и подобные остаются в судах общей юрисдикции.
Неправомерность нормативных актов
СЕМЕНОВА: Раньше у нас исключалось рассмотрение любого дела, если там возникала необходимость привлечения к участию в деле физического лица. Например, если предполагаемое решение могло повлиять на права и обязанности третьего лица и это лицо оказывалось не организацией и не предпринимателем, то мы вынуждены были прекращать производство по делу и отправлять спор в суд общей юрисдикции. Теперь такого нет.
ЛИТВИНЦЕВА: Не раз были случаи, когда оспаривались какие-либо торги по продаже имущества, а на момент подачи иска или рассмотрения дела хозяином этого имущества уже числилось физическое лицо. Раньше мы отказывались от таких дел. Теперь — рассматриваем.
СЕМЕНОВА: Из нововведений АПК нужно отметить передачу нам дел об оспаривании нормативные акты органов власти. Но не всех актов, а тех, что затрагивают права и законные интересы в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.
ЛИТВИНЦЕВА: В случае принятия решения суда о неправомерности нормативного акта это решение должно быть опубликовано в том жеиздании, где был обнародован этот акт.
СЕМЕНОВА: Новый кодекс направлен на то, чтобы представить больше гарантий спорящим на судебную защиту, на вынесение законного и справедливого решения. В связи с этим, например, существенно увеличен срок исполнения решения арбитражного суда.
Корр.: Это что значит?
ЛИТВИНЦЕВА: Раньше выигравшая сторона должна была обратиться к судебным приставам с заявлением об исполнении решения суда в срок до шести месяцев. До этого момента она пыталась добиться этого другими способами. Сейчас этот срокувеличен до трех лет. То есть в течение трех лет можно не обращаться к судебным приставам, а до этого искать мирные пути исполнения решения суда.
Корр.: А что будет с теми делами, которые уже назначены на сентябрь?
ЛИТВИНЦЕВА: Они будут рассматриваться без предварительной стадии.