Как известно, энергоснабжение бюджетных организаций и населения Омска сосредоточено в коммунальной энергетике. А промышленное энергоснабжение осуществляет большая энергетика в лице АК «Омскэнерго». Такая же ситуация и в других городах. Долги бюджетных организаций за элекро- и теплоснабжениесуществуют повсеместно, в результате нередко коммунальные предприятия либо просто поглощаются большой энергетикой, либо подвергаются процедуре изъятия функций сбыта и становятся подрядными организациями РАО «ЕЭС России».
Используя правовой вакуум в области реформирования коммунальной электроэнергетики, большая энергетика наносит непоправимый вред муниципальным образованиям, тем самым разрушая веру жителей в возможности органов местного самоуправления. Самый действенный метод давления — долги прошлых лет. Как их возвращать? Как требовать в 2002 году от местного бюджета покрыть недостачу бюджетов 1998-го, 1999-го, 2000-го, 2001 годов, если текущий бюджет сформирован по платежам за электро-и теплоснабжение в лучшем случае на 70%?
Ответчиками в этой патовой ситуации опять становятся коммунальные предприятия, прикрывая собой бюджет и население перед РАО «ЕЭС России». Согласно поговорке «Худой мир лучше доброй ссоры», на мой взгляд, есть выход, основанный не на конфронтации представителей большой энергетики с местной властью, а на взаимном диалоге и понимании общих проблем.
В ситуации нынешнего противостояния созрела необходимость долю государственной собственности в частных энергообъектах передать в управление органов местного самоуправления, на территории которых эти объекты функционируют. Только в этом случае напряженность в отношении между энергетиками и местной властью спадет. При этом будет обеспечено принятие более ответственных решений органами местного самоуправления в части тарифов на тепло- и электроэнергию, но уже без РАО «ЕЭС России».
Как показывает мировой опыт, создание единого муниципально-жилищного коммунального хозяйства в виде холдинга позволяет добиться существенных экономических результатов. Среди них снижение суммарных затрат предприятий,ряд преимуществ в налогообложении, организация единых кассовых центров. Сейчас в Омске уже функционирует единый расчетно-кассовый центр в лице ОАО «Омская энергетическая сбытовая компания» (ОмЭСКо), которое на 100% является муниципальным. ОмЭСКо создано для обеспечения системы взаимодействия производителей и контроля за потреблением тепло- и электроэнергии.
Однако эта попытка местных властей решить сложнейшую задачу, за счет системы градообразующих предприятий выстроить взаимоотношения между ЖКХ, бюджетом и населением натолкнулась на открытое противодействие со стороны большой энергетики. Прогнозируя дальнейшие шаги в этом направлении, можно предположить трансформирование единых расчетных центров в жилищно-коммунальные банки в составе холдинга. При этом отпадет необходимость в РАО «ЕЭС России» как посреднике между населением и органами власти. Также муниципальный холдинг сможет закупать электроэнергию на ФОРЭМ, рассчитываясь с транспортирующей организацией за услуги по передаче и с продавцом за объемы и мощность.
Учитывая ряд спорных моментов в проекте реформирования АК «Омскэнерго» и в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» в целом, необходимо уже сейчас отработать пилотныеварианты предложенной схемы, тем более что налицо конфликт интересов АК «Омскэнерго» и местных органов власти в понимании дальнейших шагов по реформированию электроэнергетики Омского региона. Уверен, что предложенная схема позволит найти компромисс между необходимостью сохранить подход, основанный на понимании «коммунальное обслуживание», и желанием установить конкуренцию и свободный рынок везде, где это только возможно.
Если же просчитать и экстраполировать предлагаемые действия по реформированию по планам большой энергетики, то картина вырисовывается совсем безрадостная. Стопроцентная монополизация рынка сбыта электрической энергии в Омском регионе и как следствие — полное отсутствие у АК «Омскэнерго» любых предпосылок для снижения издержек и неповышения тарифов, ведь наилучшая мера регулирования — конкурентное давление. Кроме того, гарантированы усиление экспансии РАО «ЕЭС России» на электрический рынок Омского региона и исключение влияниярегиональных и муниципальных властейна процессы электроснабжения населения и бюджетных потребителей.
Подобное развитие событий чревато негативными последствиями, тем более что яркий пример уже имеется. В Хабаровске и Приморском крае после проведения акции по изъятию функции сбыта у муниципальных предприятий и передачи ее АО-энерго произошло резкое ухудшение обеспечения энергией потребителей и как следствие невозможность содержания муниципальных электрических сетей. Хочется верить, что в Омске приморский вариант не пройдет, но для этого большой энергетике нужно садиться за стол переговоров с муниципалитетом.
Сергей МАКСИМОВ, первый заместитель директора ОАО «Омская энергетическая сбытовая компания».