Три плюс один
По приблизительным оценкам, не менее 80% омского алкогольного рынка занимает продукция местных производителей. Сегодняшняя лояльность омских потребителей не может не радовать местные власти, поскольку водочные деньги стабильно пополняют казну. Кстати, по официальным данным за 2001 год, омские производители алкогольной продукции являются лидерами пищевой промышленности Омска по уплате налогов. Общие объемы производства у них не превысили 6% от совокупных объемов всей «пищевки», зато отдача выше — 40% от суммы всех налогов, уплаченных омскими пищевыми предприятиями в бюджеты всех уровней.
По официальным данным, в Омской области всего четыре производителя алкогольной продукции — ООО «Омсквинпром», ООО «ЛВЗ „Оша“, ООО „ВКЗ “Сибирь» и ГУП «Омскликероводка». По данным Облкомстата за октябрь месяц, общий объем производства алкогольной продукции в Омске составил чуть более 200 000 дал. Винно-коньячный завод «Сибирь» пытался одно время производить и водку, но не смог завоевать любовь потребителей, поэтому сегодня его долей на рынке водки можно смело пренебречь. По слухам, «Омскликероводку» скоро приберет к рукам Сибнефть (предприятие уже внесено в список, подлежащих приватизации в 2003 году). Однако отвоевать себе сколько-нибудь существенную долю омского рынка Омскликероводке будет практически невозможно. Во-первых, ЛВЗ «Оша» и Омсквинпром, обладающие большим опытом работы на алкогольном рынке, настроены крайне решительно и не намерены отступать. Во-вторых, многие магазины и обычные покупатели, опасаясь дальнейшей монополизации продовольственного рынка региона компанией «Сибнефть», скорее всего, будут отдавать предпочтение продукции ЛВЗ «Оша» или Омсквинпрома
Всю водку принято делить на три основных ценовых сегмента. Нижний сегмент (до 50 рублей) уже перенасыщен и интересен для производителей только объемами продаж. Потребители так называемой классической водки — люди не слишком высокого достатка. Гораздо интереснее для производителей средний ценовой сегмент, хотя он тоже близок к насыщению. Ну а самый перспективный рынок, куда, по всей видимости, и стремятся омские производители — это высший ценовой сегмент. Сегодня водка категории «премиум» представлена в Омске лишь общероссийскими брэндами. Это такие торговые марки как «Гжелка», «Русский стандарт», «Флагман», «Алтай». Попытку проникнуть в престижную рыночную нишу предпринял Омсквинпром. Его новая водка «Пять озер» не уступает «Гжелке» и «Алтаю» ни по оформлению, ни по качеству.
Персоналии
На вопрос какую именно водку предпочитают омичи, ответить не так просто. Ассортиментный портфель ЛВЗ «Оша» и Омсквинпрома весьма внушительный — у каждого в закромах не менее 30 брэндов на любой вкус. Хорошо это или плохо — вопрос отдельный. Одно знаю точно, что в достоинствах каждого из этих брэндов нелегко сориентироваться даже опытному потребителю. По большому счету, на омском рынке давно идет борьба не между отдельными водочными этикетками, а между глобальными брэндами: «Омсквинпром» и «Оша».
К сожалению, независимое маркетинговое исследование омского алкогольного рынка никто из этих производителей не заказывал, а если и заказывал, то данные предпочел не обнародовать. Путем перекрестного опроса маркетинговых служб, опроса потребителей и специалистов торговых предприятий, «КВ» попытались выделить группу водочных брэндов по популярности у потребителей (см. таблицу).
Торговая марка Производитель
«Богатство Сибири» «ВИНПРОМ»
«Национальная валюта» «ВИНПРОМ»
«Штандарт» ЛВЗ «Оша
»Хрустальная" «ВИНПРОМ»
«Хорошая» ЛВЗ «Оша»
«Русские традиции» ЛВЗ «Оша»
«Гжелка» «Кристалл» (Москва)
«Национальная валюта» ценится потребителями за доступную цену при стабильном качестве, у «Богатства Сибири» тоже чаще всего тоже выделяют качество. У «Штандарта» ценится красивое оформление, достойное праздничного стола или подарка. «Гжелка» хороша по многим показателям, кроме цены.
А завтра может и не наступить...
Еще один фактор, который нельзя не учитывать — распространение по стране продукции Кабардино-Балкарии. От этой водочной чумы нас до сих пор спасало только расстояние. Но, похоже, эпидемия уже перевалила через Уральский хребет, поскольку на прилавках магазинов стала появляться подозрительно дешевая водка по цене около 40 рублей, что как минимум на 10 рублей меньше цены самой дешевой водки произведенной в Омске.
В Кабардино-Балкарской республике, по некоторым данным, работают сегодня порядка 3 000 небольших заводиков. Оптовая цена за пол-литра продукции составляет 15-20 рублей (в зависимости от прилагаемого комплекта документов). Налогов и акцизов эти производители не платят в принципе, да и качество водки вызывает большие сомнения. Отсюда фантастическая себестоимость продукции.
При таких прибылях оптовики уже не задумываются о том, из какого спирта и как именно эту водку делают. И где в итоге осядут заработанные бутлегерами деньги. Не нужно быть слишком умным, чтобы догадаться: финансовый поток имеет одно направление — в Чечню. И все эти кабардинские заводы, как уверяют некоторые СМИ, принадлежат на самом деле различным чеченским кланам. Откуда бы иначе такой масштаб.
Кабардинская водка продается в Омске с этикетками «Русская», «Столичная», «Московская» и лишь на городских окраинах. Омский потребитель по-хорошему консервативен, поэтому доля кабардинской водки на омском рынке, по приблизительным оценкам, не превышает пока 4%, но сами понимаете — лиха беда начало. Омские производители, добросовестно отчисляющие немалые налоги во все бюджеты, не смогут выиграть ценовую войну, навязанную им «черной экономикой» Северного Кавказа.
А нам, чтобы не оказаться в канун или после Нового года в реанимации, нужно помнить, что не может качественная водка стоить в рознице дешевле 45 рублей.