Номенклатурное раздвоение
С 1 декабря 2002 года постановлением Госстандарта РФ введены в действие номенклатура товаров и услуг, в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация, а также номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией соответствия. Хотя до этого времени была единая номенклатура товаров, которые подлежат обязательной сертификации. Правда, согласно постановлению Правительства РФ №287 от 29 апреля 2002 года, на часть из перечисленных в перечне товаров и услуг можно было не получать сертификат соответствия, а было достаточно для подтверждения требований безопасности принять декларацию и зарегистрировать ее.
В перечень декларируемых вошла 41 группа товаров, в том числе — свежие и сухие плоды и овощи, рыба живая, охлажденная и мороженая, мясо (включая полуфабрикаты) свежее, охлажденное, замороженное всех видов животных и птицы, хлебобулочные изделия, мука, крупа, зерновые и зернобобовые культуры, а также весь ассортимент одежды и обуви для взрослых. Вплоть до вступления закона РФ «О техническом регулировании» (27 июля 2003 года) на всю эту продукцию при пересечении таможенной территории России не требуется предъявлять сертификаты соответствия или декларации. Кроме того, теперь сертифицирующий орган не вправе проверить поступающие на территорию области партии этих товаров.
По словам директора ООО «Омский центр сертификации и менеджмента» Людмилы МУШТАЛЕРОВОЙ, несмотря на то, что до 1 декабря через таможню не пропускалась не сертифицированная продукция, сертифицирующий орган все равно обнаруживал массу бракованных и небезопасных для потребителей товаров во время проверок, которые проводил совместно с таможенниками. За 2001-2002 годы Центр выдал 883 отказа в выдаче сертификатов соответствия на продукцию легкой промышленности. Из них 293 отказа на обувь. Это более 73 тысяч пар обуви различного назначения и различных половозрастных групп. Обувь браковалась по завышенному содержанию вредных веществ, по дефектам производственного характера, по конструктивным особенностям и прочим причинам. На швейные изделия, трикотажные (в том числе детский ассортимент) орган по сертификации выдал 586 отказов из-за того, что выборочно проверенная продукция имела неустойчивую окраску, несоответствующий состав сырья. Кроме того, забраковано более 8 тысяч штук игрушек по завышенному выделению вредных веществ и другим показателям. Вся эта продукция не была допущена на омский рынок.
По мнению Людмилы МУШТАЛЕРОВОЙ, пропуск через таможню товаров без документов, подтверждающих безопасность, приведет к тому, что на территорию области хлынет поток некачественного и опасного товара, из-за рубежа, особенно плодоовощной продукции, мяса, рыбы, зерна.
Вся зараза в гости к нам
В «Порядке принятия декларации о соответствии и ее регистрации», утвержденном постановлением Правительства в 1999 году, сказано, что зарубежные изготовители, продавцы, не зарегистрировавшие на территории России в качестве юридического лица организацию или фирму, которая будет представлять их интересы, не могут принять декларацию соответствия. То есть, сегодня реально принять декларацию может только либо российский производитель, либо наш доморощенный продавец.
В свою очередь, продавцы фруктов и овощей, дешевого ширпотреба из Казахстана и других стран Азии могут беспрепятственно перевозить через границу никак не контролируемый товар. Другое дело, что с этим «левым» товаром делать потом. По правилам продаж, реализовывать его нельзя (для товаров, на которые не распространяется сертификация, декларация соответствия заменяет по правилам продаж сертификат). Это значит, что весь не прошедший подтверждение соответствия товар разойдется по полулегальным торговым точкам или будет реализовываться по фальшивым документам.
Налетай, «левый» товар покупай!
Однако иностранные поставщики могут пойти по другому пути. В частности, продавать все партии своего товара оптовым базам на территории области, которые, в свою очередь, уже могут принять на них декларации соответствия. Правда, будет ли это выгодно омским предпринимателям? По сути, они будут покупать у азиатских продавцов «котов в мешке». Ведь неизвестно, качественную продукцию им продали или нет. В случае если она окажется «левой», деньги, вложенные в нее, окажутся выброшенными на ветер: вернуть ее обратно поставщику будет практически невозможно. Более того, к уже затраченной сумме придется раскошелиться на ее утилизацию. Это, с одной стороны.
С другой, существуют проблемы совершенного иного порядка. В частности, решение омских оптовиков самостоятельно принять декларацию соответствия на приобретенный товар. Как известно, для того чтобы декларация приняла форму официального документа, то есть была зарегистрирована в сертифицирующем органе, необходимо предоставить в Центр по сертификации доказательства, подтверждающие, что продукция соответствует нормам качества и безопасности. Это требует определенных затрат и времени, что, понятно, не очень выгодно омским бизнесменам.
Попробуй — понравится
Выход из, казалось бы, патовой ситуации есть. Правда, он несколько противоречит Федеральному закону " О техническом регулировании" (более подробно читайте о нем в ближайших номерах «КВ»). Данный закон запрещает требовать в принудительной форме от производителей, продавцов добровольные сертификаты на продукцию или услуги. Тем не менее добровольная сертификация сегодня является чуть ли не единственной возможностью защитить как потребителей, так и бизнесменов от приобретения некачественного товара. Кроме того, данный документ является основанием для принятия декларации соответствия. Это значит, что омские оптовики сегодня должны требовать от своих зарубежных партнеров по бизнесу предоставлять на всю завезенную продукцию добровольные сертификаты качества. А еще надежнее будет, если соответствующий пункт будет внесен в договор поставок.
Впрочем путь разрешения наметившейся проблемы прописан все в том же законе «О техническом регулировании», в одной из статей которого сказано, что товар, перевозимый через российскую границу, должен иметь сертификаты и декларации соответствия. Правда, данный документ не отменяет порядок принятия декларации соответствия (закон по-прежнему запрещает принимать ее иностранным изготовителям и продавцам), из-за которого, в первую очередь, и возникли сложности.