Все рубрики
В Омске вторник, 7 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,3124    € 98,4730

Субъекты энергетического права

30 января 2003 11:55
0
1863

Колея эта только моя...

Вялотекущий конфликт между двумя уровнями энергетики продолжается уже давно — как минимум, полгода. Напомним, что сегодня расклад сил выглядит так. С одной стороны — ОАО «АК „Омскэнерго“, а с другой стороны — ряд муниципальных предприятий — МУПЭП „Омскэлектро“, МУП „Теплокоммунэнерго“, ОАО „Омская энергосбытовая компания“ (ОмЭСКО), ОАО „Электротехнический комплекс“ (ЭТК) и объединяющее все предприятия в единый энергохолдинг ОАО „Омская региональная энергетическая компания“ (ОРЭК). Причем, региональные и муниципальные энергетики неразрывно связаны в единую технологическую цепочку и друг без друга, по сути, обойтись пока не могут. Тем не менее конфликт имеет место быть.

Предыстория вопроса такова. До 1998 года МУПЭП „Омскэлектро“ самостоятельно продавало электроэнергию потребителям, а затем рассчитывалось с Омскэнерго. Такая схема работы привела к тому, что Омскэлектро стало хроническим должником региональной энергосистемы. В то время Омскэнерго возглавлял нынешний мэр Евгений БЕЛОВ, и он много сделал для того, чтобы устранить посредника из цепочки расчетов за электроэнергию. Компромисс нашли в том, что с потребителями были заключены трехсторонние договоры, а каждый участник процесса стал получать свою долю в тарифе. Омкэнерго получало 82 %, а Омскэлектро — 18 % (плата за доставку и услуги по сбыту элекроэнергии). Разделение платежей доверили агенту — Службе федеральной почтовой связи. До недавнего времени все было вполне пристойно. Энергосбыт АК „Омскэнерго“ напрямую работал только с крупными потребителями, а остальными потребителями (это на сегодняшний день 5 400 юридических лиц и приблизительно 396 000 лицевых счетов физических лиц) занимался Энергосбыт МУПЭП „Омскэлектро“.

Каталитический риформинг

Камнем преткновения стала деятельность ОмЭСКО. Именно вокруг нее всю осень не затихали споры и судебные баталии (см. „КВ“ от 23 октября, 20 ноября, 27 ноября, 11 декабря, 18 декабря 2002 года). Известие о том, что областная и городская власти решили на паях создать ОРЭК, в Омскэнерго было встречено довольно равнодушно, тем более, что областная власть быстро забыла о своих глобальных планах. Но муниципалитет не оставил идею реформирования муниципальной энергетики. Было зарегистрировано ОАО „ОмЭСКО“ со стопроцентным участием муниципалитета, которому передали все свои сбытовые функции МУПЭМ „Омскэлектро“ и МУП „Теплокоммунэнерго“.

И опять все могло остаться, если бы ОмЭСКО не развернула деятельность по созданию единого расчетного центра, которому муниципалитет собирается делегировать широкие полномочия по сборам всех коммунальных платежей. А если все деньги от потребителей будут стекаться в единый расчетный центр, то он же и будет заниматься разделением платежей между участниками энергетического рынка. Можно предположить, что именно в этом менеджмент Омскэнерго почувствовал подвох, поскольку, используя правовые механизмы, попытался сначала оспорить в арбитражном суде правомерность постановления мэра № 611-р, в котором идет речь о создания ОмЭСКО, а затем обратился в РЭК.

В итоге в конце ноября РЭК вынесла решение об исключении с 1 января 2003 года финансирования сбытовой деятельности из тарифа за транспортировку тепловой и электрической энергии, которая осуществляется муниципальными предприятиями и включении этих затрат в тариф производителя. Омскэнерго оповестило всех о том, что теперь сбытовые функции компания берет на себя, поскольку, мол, мы производим электроэнергию и лучше знаем, как продать этот товар, чтобы минимизировать потери и получить максимальную прибыль.

Противостояние

Еще в декабре прошлого года директор Энергосбыта АК „Омскэнерго“ Владимир СТРИЖЕНКО рассказал омским СМИ об обширных планах по расширению структуры энергосбыта компании (которые во многом, кстати, идут параллельно с планами ОмЭСКО), а также о том, что трехсторонние договоры отменяются, а все потребители теперь будут заключать договоры напрямую с Омскэнерго. Омскэлектро и Теплокоммунэнерго станут, таким образом, субподрядчиками, с которым Омскэнерго заключит отдельный договор и будет уже из своего кармана рассчитываться за транспортировку электрической и тепловой энергии. Таким образом, для ОмЭСКО в этих планах места не нашлось вообще.

По мнению Владимира СТРИЖЕНКО, качественно выполнять сбытовую функцию может только сам производитель. По его словам, коммерческие потери Омскэнерго в 2002 году составили практически 130 миллионов рублей. То есть потребителям через сети Омскэлектро отпускается намного больше электрической энергии, чем оплачивается. АК „Омскэнерго“ ведет свою статистику. Средняя оплата на одного абонента, с которыми у Омскэнерго заключены прямые договоры, составила в декабре 151 кВт/ч, по году — 100 кВт/ч. У абонентов Омскэлектро этот же показатель, по словам Владимира СТРИЖЕНКО, гораздо хуже — 66 кВт/ч. Тем не менее все убытки до сих пор падали на производителя.

Менеджмент ОРЭК и ОмЭСКО с таким поворотом смиряться не намерен. У муниципальных энергетиков есть свои аргументы в пользу трехсторонних договоров. Со схемой, предложенной Омскэнерго, они не согласны, поскольку считают ее дискриминационной. Как пояснил генеральный директор ОАО „ОмЭСКо“ Александр МЯСНИКОВ, сегодня Омскэлектро получает свои деньги за транспортировку в тот момент, когда потребитель оплачивает электроэнергию, а если договоры будут перезаключены, то Омскэлектро окажется на голодном пайке, и предприятию останется лишь ждать милости от своего партнера — Омскэнерго. А на милость Омскэнерго рассчитывать не приходтся. Компания уже сегодня должна МУП „Теплокоммунэнерго“ порядка 75 миллионов рублей — треть от суммы, необходимой для проведения капитального ремонта муниципальных теплосетей.

Хозяйство, которое обслуживается муниципальными энергетиками, очень внушительное. На балансе Омскэлектро 1400 подстанций и 5 500 километров воздушных и кабельных электрических сетей. Для эксплуатации и ремонта такого энергетического хозяйства нужны немалые деньги. В противном случаем, как уверяет Александр МЯСНИКОВ, мы можем оказаться у разбитого корыта. И Омскэнерго в таком случае просто физически не сможет поставлять свой товар потребителям.

Все смешалось в доме Облонских...

Правы, в принципе, обе стороны, поскольку взаимоотношения муниципальной и региональной энергетики имеют давнюю историю и каждая сторона успела получить в результате длительного общения негативный опыт. Можно, к примеру, вспомнить о затянувшемся на много лет конфликте Омскэнерго с МУ „Предприятие тепловых сетей и котельных“, которое до сих пор должно региональным энергетикам огромную сумму (подробнее об этом читайте в ближайших номерах „КВ“).

Не стоит излишне драматизировать сложившуюся сегодня ситуацию. Хотя обе конфликтующие стороны уже несколько месяцев обмениваются „любезностями“ со страниц омских СМИ и в доказательство собственной правоты производят различные юридические действия, тем не менее они движутся параллельным курсом. Кроме того, топ-менеджмент с обеих сторон исключительные профессионалы и выпускники одной „энергетической школы“. Тот же Владимир СТРИЖЕНКО работал когда-то заместителем у Александра МЯСНИКОВА, который, в свою очередь, возглавлял Энергосбыт АК „Омскэнерго“ и некоторое время даже исполнял обязанности генерального директора энергокомпании.

Ничего личного, в общем, просто идет процесс формирования рынка. Естественно, что он сопровождается многочисленными спорами хозяйствующих субъектов. На таком сложном рынке, как энергетический, этого не избежать. Тем более, что сегодня идет подготовка будущего плацдарма для контроля над третьей частью омского рынка. Это та часть электроэнергии, которую Омскэнерго не производит самостоятельно, а закупает на федеральном оптовом рынке (ФОРЭМ). ОРЭК готовится составить ему конкуренцию, поэтому и развивает свою сбытовую структуру и создал под это дело — ОАО „Электротехнический комплекс“.

Генеральный директор ОРЭК Евгений РЭДДИХ в бытность заместителем генерального директора АК „Омскэнерго“ занимался именно закупками электрической энергии на ФОРЭМ и знает, что это выгодный бизнес. Проблема лишь в том, что обещанная реформа электроэнергетики так и не начинается, поэтому муниципальные энергетики не могут работать в полную силу.

И еще. 24 января должна была состояться встреча мэра Омска Евгения БЕЛОВА и генерального директора АК „Омскэнерго“ Александра АНТРОПЕНКО. По информации пресс-службы мэрии, встреча была перенесена на эту неделю. Тем не менее, внушает оптимизм желание энергетиков приступить к переговорам на самом высшем уровне. В суде такое дело не решить. Этот процесс может затянуться на несколько лет и окончательно запутать всех потребителей — кому платить, куда и сколько. Думается мне, что потери будут меньше с обеих сторон, если не применять тяжелую бронетехнику. А там уж и пакет правительственных законов об энергетике поспеет.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.